6187

Путешествие в Крым: души прекрасные порывы!

Наиль ИШМУХАМЕТОВ с супругой Зульфией: равнение на Крым!

Группа военных кораблей НАТО вошла в Черное море, Порошенко возобновил силовую операцию на юго-востоке Украины, Путин отказался использовать армейские подразделения в соседней “братской” стране, а я на этом событийном фоне рванул с семьей в Крым - на отдых!

Билеты на авиарейсы “России”, входящей в группу компаний “Аэрофлот”, были приобретены загодя, за пару месяцев до вожделенной поездки. Тогда же, в апреле, методом интернет-тыка выбрали отель - единственным нашим условием была близость к морю, бытовые тонкости нас тогда не интересовали. Войдя в Сеть, наткнулись на пансионат “Арсенал” на окраине Евпатории. Всю многозначность громкого названия нашего временного пристанища в Крыму мы по достоинству оценили много позже, в начале июля, за несколько дней до возвращения домой. Ну а теперь обо всем - по порядку.

Итак, в конце июня, несмотря на тревожные события, бурлившие вокруг Крыма, отступать было некуда. Билеты на руках, отель забронирован, настрой чрезвычайно радужный: сын Ислам окончил школу с “Алтын белгi”, выдав 119 баллов из 125 возможных! Наша с Зульфией родительская гордость зашкаливала как никогда. Настроение было настолько фееричным, что все наши путевые непутевые приключения до сих пор представляются забавными и интересными.
Перед отпуском коллеги в редакции, узнав, что мне предстоит крымский вояж, изрядно оживились и просили написать пару репортажей в газету. Я упорно отмахивался: ребята, я еду на отдых, ну какая, к черту, работа?!
Однако мое нерабочее настроение в корне перевернулось в последние дни пребывания в Крыму, когда я ознакомился с грозно-дурацким заявлением украинской стороны о том, что после посещения “временно оккупированной территории” под названием Крым мы якобы можем навсегда распрощаться с Шенгенской зоной (см. “Планета по-киевски”, “Время” от 9.7.2014 г.). Испанский остров Тенерифе - наше излюбленное место семейного отдыха, где мы доселе были не раз. Он - и это любопытно! - по географической конфигурации похож на Крым. “И вот так просто лишиться этого райского местечка?! Ну-ну, посмотрим!” - пронеслось в моей обласканной евпаторийским солнцем голове. И по приезде домой, раззадоренный страстями, я сел за компьютер.
Из Алматы в Симферополь мы отправились через Санкт-Петербург - сайт “Аэрофлота” предложил нам весьма удобные стыковочные рейсы: время пребывания в аэропорту Пулково до вылета в Крым составляло всего каких-то полтора часа!
И мы едва не опоздали на симферопольский рейс. В Алматинском аэропорту выяснилось, что мы не можем оформить свой багаж как транзитный, хотя летим одной авиакомпанией: оказывается, “Россия” не предоставляет такой услуги на спаренные международно-внутренние маршруты. Плюс к этому - вылет нашего рейса из южной столицы и, соответственно, прилет в Питер задержался на полчаса. Будучи уверенным в том, что мы летим на лайнере ведущего российского авиаперевозчика, а также памятуя о том, что Путин еще весной распорядился создать комфортные условия для тех авиа­путешественников, кто решил отдохнуть этим летом в Крыму, я попросил стюардессу, чтобы она заранее предупредила своих коллег в аэропорту Санкт-Петербурга: в связи с цейтнотом времени до рейса в Симферополь нам очень даже не помешает встреча и препровождение до стойки регистрации. Но в Пулково нас никто не встретил! В результате всего за один час(!) нам надо было “своим ходом” пройти паспортный конт­роль (для чего пришлось буквально упросить стоявших в метровых очередях иностранных пассажиров не только нашего, но и других рейсов проскочить вне очереди), сориентироваться в незнакомой авиагавани, дождаться своего багажа (ко времени получения которого уже истекло время регистрации на наш крымский рейс), разыскать представительство “Аэрофлота”, объяснить ситуацию - и оказаться-таки в самолете за 10 минут до его вылета по рас-пи-са-ни-ю! Признаться, я до сих пор не могу понять, как нам это удалось, и с большим любопытством посмотрел бы документальное видео, как наша четверка будоражила пространство аэропорта Пулково.
Симферополь встретил нас ярким солнцем и чудным черноморским воздухом, в который мы окунулись с первым же вздохом. “Офигенно!” - воскликнули мы, спускаясь по трапу самолета.
Настроение нисколечко не испортила потеря нашего багажа. Как мы ни старались, так и не дождались его в невероятно суматошной суете, творившейся в и без того малюсеньком здании Симферопольского аэропорта, на который этим летом обрушилось как минимум двукратное количество авиарейсов. К туристическому потоку в Крым мы еще вернемся, а пока продолжу о наших непутевых приключениях.
Из нашего рейса мы были, пожалуй, единственными “неудачниками” - не в пример прибывшему параллельно с нашим московскому рейсу из Шереметьево. Около двух десятков его пассажиров не смогли в ворохе сумок и чемоданов разыскать свои, а потому с гневом обрушились на сотрудника крымского представительства “Аэрофлота”. Особенно усердствовали две москвички, грозившие взорвать Шереметьево, а если этого будет мало, то и аэропорт Симферополя. “Вот скажите, как мне жить дальше?! Где мне взять памперсы для своего ребенка, как накормить его? - вопила одна из них. - Ведь я все деньги в целях их сохранности упаковала в багаж!”.
Нам было жалко хладнокровно отбивавшегося от напора москвичей представителя российской авиакомпании. И то правда: что он мог сделать для них, если багаж явно не по его вине не погрузили в самолет в Москве? А по действующим в компании правилам, монотонно твердил он напиравшим на него москвичам, на такой случай не предусмотрено предоставление питания, временного жилья пострадавшим и прочих сопутствующих “излишеств” за счет компании.
Чем закончилась эта истерично-смешная история, нам неведомо: оформив заявление о потере багажа, мы поспешили в мини-вэн встретившего нас от “Арсенала” неунывающего водителя Андрея.
- Ха-ха, конечно! В Крыму ведь российские карточки еще не везде работают, вот и везут москали свою денежку чемоданами! - повеселился он, когда мы по дороге рассказали о своих и не только приключениях. - Зря везут! Никакой недвижимости они сейчас здесь не купят: Киев заблокировал крымский реестр, а россияне свой еще не создали.
- У нас, знаете, не любят москвичей, - разоткровенничался с нами Андрей спустя несколько минут, видя, что мы не особо переживаем за свой багаж. - Недавно подвозил одного из них - он, довольный такой, говорит: мол, вот и Крым присоединился к нам! Я ему так прямо и рубанул: “Мы ни к кому не присоединялись! Мы, крымчане, всегда были сами по себе. И при украинской власти. Такими будем и при российской!”... Мы рады всем, только не надо нас куда-то там к кому-то “присоединять”, - продолжил водитель уже более спокойно. - А Россия поступила правильно. Трудно представить, что было бы…
Политика в треугольнике “Украина - Крым - Россия” - тема номер один в беседах жителей древней Тавриды. Об этом говорят всюду: на кухнях, в кафе-ресторанах, на остановках, в неспешных трамвайчиках, на лавочках во дворах многоэтажных домов. Причем действия Путина и Кремля сегодня одобряют и те, кто в драматичные весенние дни высказывался против “руки Москвы”.
Моя одноклассница Светлана обитает в Крыму с 1992-го. Ее муж Сергей до выхода на пенсию служил в украинской воинской части, расквартированной в поселке Перевальное. Там же минувшей весной после мучительных раздумий присягнул российской армии их молодой зять Женя, родители которого проживают на Украине. Сегодня ему туда, как и всем крымчанам, дорога заказана. Бойкая по характеру Света во время маневров в Крыму “зеленых человечков” в интервью представителям сразу нескольких иностранных СМИ - к слову, его не показали российские телеканалы, но оно крутится в популярных соцсетях - утверждала, что военные и мирные жители Перевального, мягко говоря, недоумевают: почему “вежливые люди” прибыли на крымскую землю с оружием, зачем устраивают это противостояние, если с миром пришли? Позицию Светы и мнение ее замужней дочери Жени (здесь нет опечатки: Женя + Женя = семья) изменило отношение нью-киевских правителей к оставшимся верными Незалежной военнослужащим, которые покинули Перевальное.
- Они-то думали, что остались под флагом родины, а там их назвали предателями, не сумевшими защитить Крым! - не утихала все время нашего краткого гостепребывания в Перевальном дочь Светы. - Мы с мужем постоянно созваниваемся с друзьями Жени. Теперь их гонят на юго-восток Украины на войну с ополченцами, чтобы они… смыли свой “позор” кровью! Иначе грозят санкциями к ним и их родителям. Ну как это понимать?! Просто зла не хватает!..
А вот сын Светы Денис работает в Минэкономики Крыма. Разговор с ним начинаю с наболевшего - с автодорог полуострова, к которым, кажется, со времен СССР не прикасалась основательно асфальтоукладывающая техника.
- У вас здесь не дороги, а сплошной советский рашпиль! - не сдерживаю я своего впечатления. - С этого года хоть что-то уже изменится?
- Да, есть такое, - грустно соглашается Денис. - А насчет перемен трудно мне пока говорить. Дело в том, что у нас уже не бюджет Украины, но еще и не российский. А в это безвременье никто не хочет брать ответственность на себя. Завтра припишут нецелевое использование - кому хочется на нары? Сейчас нас заставляют перелопачивать законодательство, нормы, правила, готовим “наверх” информацию за информацией… Сплошная рутина. В общем, ждем указаний из России, что они там решат.
- Разные данные о том, насколько самодостаточен в финансовом отношении Крым, - не унимаюсь я. - Сможете прокормить, обеспечить сами себя за счет турбизнеса, если так поставить вопрос?
- Думаю, да, - дипломатично отвечает Денис. - При той власти все регионы Украины считались дотационными, у нас не было понятия регион-донор. То есть все они отдавали заработанное и налоги в республиканский бюджет, а там, в Киеве, уже решали, кому сколько выделить.

Вот так Россия вернула Тавриду.

Набережная и один из пляжей Евпатории.

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото автора, Алматы - Крым - Алматы

(Окончание - в следующем номере)

Поделиться
Класснуть