35454

Со свадьбы - в зиндан

 

Вчера активисты “партии освобождения” (“Хизб-ут-Тахрир”) устроили беспорядки в Алмалинском райсуде Алматы.

Как активисты “Хизб-ут-Тахрира” Алмалинский суд штурмовали

Вчера Алмалинский районный суд по уголовным делам Алматы превратился в поле битвы. Во второй половине дня там оглашали приговор пятерым участникам террористической группировки “Хизб-ут-Тахрир”, и они изо всех сил пытались сорвать это мероприятие. Активно помогали подсудимым и их родственники - некоторых из них пришлось в прямом смысле этого слова выносить из здания суда, когда они пытались совершить свое “правосудие” и добраться до судьи. Участники беспорядков вынудили судью вызвать бойцов СОБРа, из-за чего пришлось сдвинуть время оглашения приговора.

К двум часам дня к зданию Алмалинского райсуда стали подтягиваться жены и родственники пятерых участников экстремистской ячейки “Хизб-ут-Тахрира”. Мухит МУСАХОЖАНОВ, Ерболат ОСПАНОВ, Асхат САРСЕМБАЕВ, Куаныш БОТБАЕВ и Онласын ДУЙСЕНБАЙ обвинялись в целом букете преступлений - от пропаганды терроризма до призывов к совершению терактов. Задержали всех пятерых еще в прошлом году, но в суд дело попало лишь в мае. В распоряжении правоохранительных органов оказались записи встреч мужчин, где они обсуждают террористическую деятельность и призывают других присоединиться к их движению. Как выяснилось, одно из собраний прошло... прямо на свадьбе Мусахожанова - он как раз взял себе вторую жену, правда, забыв предупредить об этом свою законную супругу Акмарал МУХАМБЕТОВУ. Впрочем, это обстоятельство нисколько не огорчило мать троих детей, и на суде она изо всех сил защищала своего мужа.
- Мой супруг уже семь месяцев провел в СИЗО, а нам даже не дали ни разу встретиться, - рассказала женщина журналистам у здания суда. - Его обвинили в терроризме, дома нашли литературу. Да, он член партии освобождения (“Хизб-ут-Тахрир” так и переводится с арабского. - М.К.), но он не призывал к терроризму, не совершал никаких взрывов! Он просто хотел освободить простых людей от неверия! Ислам - самая чистая религия в мире.
Напряжение у храма Фемиды нарастало - родственники попытались прорваться в зал, хотя никого еще не пускали. Пауза явно затягивалась. Наконец, ближе к четырем часам, приставы открыли двери. Хотя до оглашения приговора оставалось всего несколько минут, полемика в зале не утихала.
- В основу обвинения взяты аудиозаписи со свадьбы Мусахожанова, - рассказал его адвокат Тулеген БЕРЛИКОЖАНОВ. - Суд привлек экспертов для расшифровки разговора: есть ли там пропаганда терроризма и экстремизма, призывы к терактам? Весь разговор на казахском языке, а эксперты им не владеют - через переводчиков слушают! Ну какая же тут объективность?
- Все доказательства собраны, два переводчика работали, никаких нарушений конституционных прав мы не допустили, - парировал гособвинитель, помощник прокурора Алмалинского района Жандос РАХИМОВ. - Все имеется - видеозапись, стенограммы встреч, заявления, свидетели, экстремистская литература изъята при задержании!
- Почему тогда на свадьбе из 30 человек вы только пятерых арестовали? Где остальные? - не унимался адвокат.
- Так они молчали, кушали. А эти пятеро как раз и занимались пропагандой! И не было там никакой свадьбы, просто людей собрали. А этот Мусахожанов - главный человек “Хизб-ут-Тахрира” в Казах­стане!
Дискуссия обвинения и защиты прервалась сразу после того, как в клетку посадили всех пятерых подсудимых. Причем каждого держали по 2-3 человека - конвойные и бойцы СОБРа. Поначалу было непонятно, для чего это нужно. Но Мухит Мусахожанов тут же наглядно объяснил всем присутствующим усиление режима - он вырвался из рук конвойных и изо всех сил ударился лицом об стекло. Другие подсудимые тут же попытались повторить этот “трюк”, но их держали крепче. И пока судья Райхан АШКЕЕВА зачитывала приговор, в клетке постоянно происходило какое-то движение - кто-то громко молился, кто-то пытался освободиться... В итоге Оспанову, Сарсембаеву и Дуйсенбаю определили наказание в виде 6 лет лишения свободы в колонии общего режима. Ботбаев был осужден на шесть с половиной лет, а самый активный из подсудимых Мусахожанов получил семь с половиной лет.
Но на этом действо не закончилось. Жены осужденных с плачем вышли на улицу, где рассказали дежурившим родственникам-мужчинам о приговоре. Один из них с криками и ругательствами тут же рванул вовнутрь. Он успел проскочить пост охраны, но на пути к судье Ашкеевой его остановили приставы. Впятером(!) они вынесли “штурмовика” на крыльцо, но он вновь попытался забежать в здание - на входе его как могли держали двое адвокатов...
- Приговор мы считаем несправедливым и необъективным, - объявил под занавес Тулеген Берликожанов. - Обязательно будем его обжаловать.

Один из родственников осужденных пытался прорваться к судье, чтобы устроить свое “правосудие”.

Вот так выглядела скамья подсудимых во время оглашения приговора - подсудимых держали по 2-3 сотрудника полиции.

Акмарал МУХАМБЕТОВА: “Нам семь месяцев не давали встретиться с мужем”.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть