3874

Чудеса на “Вираже”


Казахстан позиционирует себя как государство, где все имеют равные права и возможности. К сожалению, на деле часто происходит обратное - правоохранительные и надзорные органы живо реагируют на обращения одних граждан, полностью игнорируя жалобы других.

Эта история началась еще в 2008 году, когда ТОО “КазКорТранс” решило заняться пассажирскими перевозками. Имея соответствующую лицензию и выделенные акиматом Алматы маршруты, компания под залог имущества руководителей и под их личные гарантии заключила с ТОО “Вираж Лизинг” договоры финансовой аренды на получение в лизинг пассажирских автобусов. Вскоре “Вираж Лизинг” предоставил “КазКорТрансу” 43 автобуса, которые по документам были произведены в 2001-2002 годах в Южной Корее.
А уже спустя полгода автобусы стали сыпаться. Тогда руководство “КазКорТранса” предъявило “Вираж Лизингу” претензии, потребовав забрать автобусы и вернуть деньги. Ответ стал для них полной неожиданностью: поскольку при приемке автобусов вы ничего не сказали, ни о каком возврате не может быть и речи.
В 2010 году “КазКорТранс” направил в Южную Корею запрос и получил ответ: взятые ими в лизинг автобусы сошли с конвейера в 1996-1997 годах. Узнав об этом, к директору “КазКорТранса” Борису ДОЛГИЕВУ и его брату, исполнительному директору автопарка №7 Молотгерию ДОЛГИЕВУ, приехал директор “Вираж Лизинга” Артем АРТЕМОВ и, ссылаясь на банковскую проверку, попросил подписать новые гарантии не от физического, а от юридического лица, то есть от имени автопарка. Братья возразили: подписывать документы должен директор. Но Артемов заверил их, что это простая формальность. И Молотгерий подписал гарантии от имени автопарка №7.  
Тем временем представители “КазКорТранса” подали на “Вираж Лизинг” в суд, но проиграли. Как утверждает адвокат Бахтжол АМАНЖОЛОВ, условия договоров для “КазКорТранса” изначально были кабальными.
- “Вираж Лизинг” полностью вывел себя из-под ответственности за предоставление некачественной продукции, - говорит он. - Вину переложили на ТОО “Меридиан Авто”, которое в сделке участия не принимало. Хотя, по идее, эта фирма тоже должна была подписывать договор. Кроме того, “Вираж Лизинг” не брал на себя никаких гарантийных обязательств за свои автобусы. То есть по договору получилось, что если что-то пойдет не так, “КазКорТранс” все равно будет платить “Вираж Лизингу” деньги.
Затем Борис Долгиев обратился в финансовую полицию по поводу несоответствия дат выпуска автобусов. Была проведена трасологическая экспертиза, показавшая, что номера годов выпуска автобусов (VIN-коды) были перебиты кустарным способом. Однако финпол сначала отказал в возбуждении уголовного дела. И только в сентябре 2013 года прокурор Жетысуского района отменил это постановление и возбудил дело по факту мошенничества в крупных размерах.
Но уже на следующий день ДВД Алматы забрал его у финпола для объединения с делом против Молотгерия Долгиева: всплыла подпись, которую он в 2010 году поставил на гарантии по просьбе Артемова. Долгиева обвинили в мошенничестве и подделке документов. Суд приговорил его к 5 годам тюрьмы, однако в связи с амнистией освободил от отбывания наказания. На этом беды братьев Долгиевых не закончились: уголовное дело завели на Бориса. Параллельно идут гражданские суды, и тяжбам этим не видно конца и края.
Зато дело о мошенничестве, связанном с перебивкой VIN-кодов, все это время лежит без движения: оно было приостановлено “за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого”.
Но, несмотря на все препоны, Долгиевы не намерены сдаваться. Сейчас они требуют проверить, проходили ли автобусы таможенную очистку, и если да, то каким образом через границу прошли транспортные средства с перебитыми номерами.
- Полагаю, что государству мог быть причинен крупный материальный ущерб, ведь таможенные пошлины на автобусы 1996-1997 годов выпуска гораздо выше, чем на автобусы, произведенные в 2001-2002 годах, - говорит Бахтжол Аманжолов. - Мы неоднократно обращались по этому поводу во все госорганы, включая Генеральную прокуратуру и администрацию президента, но получаем одни отписки. Никому дела нет.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть