3420

Дороги, которые нам выбирают

В Алматы стартовал проект по оптимизации сети общественного транспорта. К концу этого года должна появиться новая схема движения автобусов и троллейбусов.

Сейчас в сфере общественного транспорта Алматы столько проектов, что немудрено сбиться со счета и запутаться. Горожанам уже не первый год обещают автобусно-троллейбусные райские кущи - новомодные, передовые и выверенные с экологической точки зрения. Процесс модернизации парка общественного транспорта идет, но не без скрипа: презентованный с помпой муниципальный автобусный парк стал фигурантом скандала, связанного с хищениями денег, алматинцы не перестают жаловаться на немытые салоны автобусов и хамское отношение со стороны водителей, которых переодели в форму, но не отучили от гонок по улицам Алматы. Недавно мы писали о том, что уже пять месяцев не работает система интернет-навигации общественного транспорта, благодаря которой можно было в режиме on-line отслеживать движение маршрутов. Как будто все новое и передовое наступает на старые грабли непрофессионализма, бескультурья и коррупции. И вот новый проект по оптимизации сети общественного транспорта.
- Сейчас специалисты очень пристально изучают этот вопрос, - объясняет PR-специалист проекта “Устойчивый транспорт города Алматы” Елена КОЧЕНОВА. - Здесь важна каждая мелочь: сколько маршрутов существует, какие из них дублируют друг друга, насколько разные виды транспорта взаимосвязаны между собой, с каким интервалом они движутся. Есть еще очень важный момент: специалисты должны учесть то, что в ближайшие несколько лет в Алматы появится легкорельсовый транспорт (ЛРТ) и скоростной автобусный транспорт (БРТ), откроются и несколько станций метро. Это позволит значительно увеличить пассажиропоток. Но нужно будет подумать и о том, как связать старые и вновь появившиеся маршруты в единую, удобную для горожан цепочку. Наша цель помимо прочего популяризировать пешеходное и велосипедное движение. Есть проект строительства новой велодорожки протяженностью пять километров. Она пройдет вдоль улицы Тимирязева, по Байтурсынова, а затем примкнет к существующей трассе для велосипедистов на проспекте Абая.
Сейчас в Алматы действуют 110 автобусных маршрутов, одиннадцать троллейбусных и два трамвайных. Их количество, скорее всего, сократится, канут в транс­портную Лету дублирующие друг друга рейсы. Но зато появятся новые. Экзотичные и пока не ставшие привычными аббревиатуры БРТ и ЛРТ вскоре плотно войдут в наш обиход. Власти Алматы обещают, что первый проект внедрения скоростных 12- и 18-метровых автобусов, которые движутся по специальным полосам, отгороженным от остальной проезжей части различными конструкциями, может заработать в ближайшие два-три года. БРТ часто называют метро, только наземным. Недавно чиновники презентовали проект первого коридора, по которому будут ходить шустрые автобусы - он свяжет район “Орбиты”, улицу Тимирязева, центр города и выезд на восточную объездную дорогу. Средняя скорость движения - 23 километра в час, количество пассажиров - до шести тысяч человек за те же 60 минут. Легкорельсовый транспорт - скоростной трамвай - появится в южной столице в 2018 году, хотя до недавнего времени его обещали запустить на год раньше. Он свяжет Алатауский район, улицы Момышулы, Толе би и Зеленый базар. Самая ближайшая перспектива - внедрение хваленой чиновниками системы электронного билетирования, которая должна избавить городской транспорт от вечно неработающих валидаторов и положить конец гонкам водителей.
- Мы планируем, что новая схема начнет использоваться примерно к осени 2015 года, - продолжает Елена Коченова. - Нужно сделать так, чтобы привычные и новые виды транспорта имели стыковки со станциями метро, чтобы людям было удобно ими пользоваться, только тогда они пересядут со своих автомобилей на общественный транспорт. По нашим подсчетам, за десять лет количество таких пассажиров должно увеличиться на 25 процентов, тогда более половины горожан будут ездить не на своих машинах, а на метро, БРТ или троллейбусах. При этом в радиусе 500 метров от остановок скоростного общественного транспорта к 2023 году будет проживать до 60 процентов алматинцев, сейчас эта цифра составляет около 15%.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть