2425

Бесприютная душа

Наталья Федотова.

Накануне Дня защиты детей в женском центре восстановления для бывших заключенных при общественном фонде “Забота”, что в поселке Заречный Алматинской области, устроили праздник для местной ребятни. Позвали всех детишек, живущих в окрестных домах. Пригласили кукольный театр, приготовили подарки и угощения.

В зале - праздничный переполох. Обалдевшие от счастья детишки ни на секунду не отпускают клоуна, оказавшегося в центре ребячьего круга. Чуть поодаль за происходящим наблюдает сухонькая, невысокого роста женщина. Со спины - совсем девчонка, ей бы в эту радостно-разухабистую толчею вместе с остальными. Но ее возраст выдает лицо - уставшее, с потухшими, почти выцветшими, а когда-то небесно-голубыми глазами. И руки - жилистые, плотные от мозолей, по-детски маленькие, но при этом почти мужские. Она стоит молча. Не улыбаясь.
- Смотрела на радующихся детей, и сердце кровью обливалось, - чуть позже признается мне Наталья ФЕДОТОВА.
Она живет в центре уже почти полгода. Хотя центр предназначен для бывших заключенных, Наталья никогда не сидела, а сюда попала практически с улицы. Сейчас убирает мусор на территории поселка (за это ей платят 20 тысяч тенге) и подметает возле магазинов - за каждый получает примерно 500 тенге в день. Итого 35 тысяч тенге в месяц. Для Натальи это хороший заработок.
За лучшей долей она вместе с мужем и двумя детьми приехала в 1997 году в Алматы из Костанайской области. Через некоторое время супруг умер. Потом была еще одна попытка создать семью, и снова неудачная. Ее жизнь укладывается в несколько строк: снимала угол, постоянной работы не было, не хватало даже на самое элементарное, поэтому детей пришлось отдать в интернат. Это ее боль. Сейчас дочери уже 21 год, она живет у знакомых и работает продавцом в магазине, сыну недавно исполнилось шестнадцать. Он до сих пор в приюте.
- Последние два года мы не общаемся, - Наталья все еще пытается держаться. - У меня не было возможности, чтобы к ним ездить, сейчас мы даже не созваниваемся. Очень перед ними виновата. Надеюсь, что они меня простят, хотя я ко всему готова. О чем мечтаю? Жить вместе с детьми.
В этот момент нервы сдают. Захлебываясь подступившими к горлу слезами, Наталья, вздрагивая, произносит:
- Может, купим кусочек земли и сможем дом построить вместе с ребятишками. Я на лучшее надеюсь.
- Конечно, все еще впереди, - пытаюсь поддержать. - Сколько вам сейчас лет?
- Скоро будет сорок…
В центре женщины живут от трех до шести месяцев. Так говорится в программе их реабилитации, но те, кому некуда идти, задерживаются здесь и на год, и на полтора. Никого не гонят. Сюда приезжают женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и вчерашние сиделицы женских колоний, которым некуда податься. Правда, сейчас в центре нет ни одной женщины после отсидки, все разъехались, а новые пока не поступили. Правила, установленные в “Заботе”, нравятся далеко не всем. Нельзя пить и курить, приводить мужчин, без разрешения уходить и снова возвращаться в центр. Покинуть его стены, конечно, можно, насильно здесь никого не держат, но только после согласования с руководством. Некоторым, особенно тем, кто приезжает в Заречный из мест не столь отдаленных, хочется свободы. И это желание зачастую пересиливает все остальное.
- Несколько лет назад к нам приехала женщина из колонии Жаугашты с двухлетним сыном, - рассказывает социальный работник центра Нелли ОРЛОВСКАЯ (на снимке). - Мальчик плакал первые пару месяцев, с ним постоянно работал наш психолог. Постепенно и ребенка восстановили, и ей помогли. Но однажды она подошла ко мне и сказала: “Я хочу уйти. До тюрьмы я работала проституткой, вернусь на панель”. Так она и поступила. Тогда было очень обидно. А недавно к нам пришли документы из женской колонии в Карагандинской области с информацией об их подопечной, которая вскоре должна была освободиться. Я посмотрела на фамилию и поняла, что это та самая женщина. Правда, до нас она так и не доехала. Но есть и хорошие примеры, когда девушки, которые выходят из зоны, кардинально меняют свою жизнь. У нас в центре даже свадьба была. После освобождения здесь жила девушка, которая отсидела почти семь лет за убийство своего мужа. На самом деле она очень хорошая и добрая. Мы доверили ей руководство нашим швейным цехом. Потом она познакомилась с парнем из такого же, как наш, центра для мужчин. Через некоторое время они поженились, у них подрастает сынишка.
Бывают и трагикомические случаи. Недавно в Заречный привезли 20-летнюю россиянку с детьми. В России она познакомилась с парнем из Казахстана и, видимо, так воспылала к нему любовью, что, бросив мужа и собрав небольшую сумочку, отправилась со своим принцем в Казахстан. Через пару месяцев нашему Ромео надоела российская Джульетта, и он исчез, оставив подругу без средств к существованию.
- Ее привезли к нам поздней осенью, - вспоминает Орловская. - На улице прохладно, детки полураздетые, а она сама - в коротких шортиках и топике. Мы их одели, накормили, расспросили. Делать нечего - надо помогать. Позвонили мужу беглянки в Россию, он не сразу, конечно, но ее простил, даже деньги выслал на билет. Я лично их на поезд посадила, ведь от таких дам можно ожидать чего угодно.
Конечно, чаще всего в центр попадают женщины, которым просто некуда идти. Одна из них - 29-летняя Асия ДУЙСЕМБАЕВА. Про таких говорят: застегнутая на все пуговицы. Отвечает коротко, сухо, в подробности не вдается.
- Я пришла в приют рожать, - с этой обескураживающей фразы начинается наш диалог. На руках у Асии - полуторагодовалый сынишка Саят. В зале вместе с остальными ребятишками резвится пятилетняя Жибек: - Это было в Алматы. Я вместе с сестренкой жила, но у нее своя семья, места мало, вот и пришлось уйти.
- У вас родители, родственники есть?
- Мама от нас ушла, я росла с папой. У него сейчас проблемы с жильем. Еще тетя есть. Но они сказали: “Иди в приют, так лучше будет”. Когда у них жизнь наладится, дом появится, заберут меня отсюда.
- А папа Саята?
- Он сбежал. Я здесь одна. Скоро начну работать, в поселке должны открыть тепличное хозяйство - буду за растениями ухаживать.
Дочь Асии, Жибек, выбегает на улицу на пару минут, чтобы сфото­графироваться. Внутри уже накрыли стол и вот-вот начнут раздавать подарки. Такого она, понятно, пропустить не может. Ее друзья уже с удовольствием уминают сладости. Много ли обитателям центра нужно для счастья? Детям совсем чуть-чуть - кусочек торта и стакан лимонада. Кажется, что их мамам хватит даже меньшего - ощущения, что хорошо твоему ребенку. Остальное? Остальное еще будет...

Асия Дуйсембаева с детьми - Саятом и Жибек.

На праздник в центре позвали детишек со всего поселка.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, п. Заречный, Алматинская область

Поделиться
Класснуть