5221

Где эта улица, где этот дом?

Жители - заместителю прокурора: куда смотрели ваши сотрудники?

В минувший понедельник в акимате Карасайского района Алматинской области разразился скандал. Местным жителям, не согласным с решениями судов о принудительном сносе их жилья, пришлось в буквальном смысле с боем прорываться на прием к чиновникам, которые, впрочем, помочь им не смогли, заявив, что проблема находится за рамками их компетенции.

Дело в том, что на жителей поселка Акжар подали в суд в связи с самозахватом земель. А начиналось все вот как. В 2011 году оралман из Узбекистана Вали УРАЗОВ и его супруга Багдат САНДИБЕКОВА решили поменять место жительства. Причина переезда из жилого комплекса “Хан Тенгри” в Каскелене была до оскомины банальна: их дочке Аружан захотелось завести щенка, а в квартире на пятом этаже держать животных довольно проблематично. Хозяин дома в Акжаре госакта на недвижимость не имел - только решение акимата Каменского сельского округа о предоставлении ему земли. Но супруги то ли в силу доверчивости, то ли из-за незнания законов согласились на сделку.
- Перед тем как купить дом, я ходил в акимат, к председателю КСК, и везде мне говорили, что дом действительно принадлежит хозяину, - говорит Вали Уразов. - Госакта не было, но нам сказали, что его забрали чиновники, потому что будут переименовывать улицу. Мол, как только это сделают, дадут новый госакт. Мы поверили, но документов так и не получили.
Недальновидные супруги отдали прежнему хозяину 60 000 долларов и начали вить семейное гнездышко. Но не тут-то было. Вскоре некое ТОО “AS Grup co. LTD” заявило свои права на этот земельный участок. Оказалось, что эта фирма по документам является правопреемницей небезызвестного ТОО “Интеграция-Достык”, соучредителем которого был экс-премьер-министр Александр ТЕРЕЩЕНКО. “Интеграции-Достык” в свое время достались лакомые кусочки земли в Карасайском районе, и эта компания уже не раз всплывала в историях о принудительном выселении и с мытарствами дольщиков. Так вот, впоследствии фирма прекратила свое существование, а AS Grup co. LTD стала собирать оставшиеся от “Интеграции-Достык” земли. Представители компании сначала написали заявление в полицию по поводу самозахвата земель, а когда получили отказ, подали в суд в гражданском порядке. Ответчиками выступили прежний владелец дома, а также Вали Уразов и Багдат Сандибекова. Шокированные супруги пытались доказать, что понятия не имели о том, что участок проблемный, но суд признал недействительным решение Каменского сельского округа о выдаче земли прежнему хозяину и постановил снести домостроение.
Примечательно, что в решении суда указывалось: дом находится в поселке Шугыла, хотя Вали и Багдат всегда считали, что живут в Акжаре. Все их соседи имеют госакты о том, что их участки расположены в Акжаре, Аружан ходит в акжарскую школу, и вопрос о Шугыле никогда не вставал. О том, что их дом относится к Акжару, говорит и представитель ОСДП Зауре НУРМУХАНБЕТОВА.
- Я вхожу в состав комиссии, которая занимается инвентаризацией земель в поселке Шугыла, - говорит она. - И могу подтвердить, что улицы Жулдыз, на которой стоит дом, там нет и Вали Уразов и Багдат Сандибекова там не проживают.
Аналогичная история произошла и с проживающей через один дом семейной парой - Карлыгаш САНСЫЗБАЕВОЙ и Дидаром БОЗАКАНОВЫМ. Разница заключается лишь в том, что землю они не покупали - она была выделена Дидару на основании приказа госплемзавода “Каменский” еще в 2002 году. В этом приказе, кстати, говорится, что участок находится в селе Акжар. В ходе судебного процесса между истцом и ответчиками было заключено мировое соглашение, согласно которому Бозаканов был обязан продать земельный участок. Из вырученной за него суммы 3 900 000 тенге он должен был перечислить AS Grup co. LTD, а оставшиеся деньги оставить себе. Но это мировое соглашение суд не утвердил, и чуть позже было вынесено решение о выселении Бозаканова вместе с женой и тремя детьми.
- Мы думали, что заключили мировое соглашение, и все, - чуть не плачет Карлыгаш Сансызбаева. - А оказывается, его еще надо было утверждать. Но нам никто об этом не сказал - откуда мы могли знать? Мы жалуемся, а нам говорят: незнание закона не освобождает от ответственности...
На основании решений суда обе­им супружеским парам пришли уведомления о выселении. К Вали Уразову и Багдат Сандибековой судебные исполнители должны были прийти в понедельник, 26 мая. Однако так и не появились, и к обеду они вместе с Карлыгаш Сансызбаевой, представителями ОСДП и группой поддержки из соседнего поселка, тоже столкнувшимися с земельным вопросом, отправились в Карасайский районный акимат. Приехали люди аккурат в обеденный перерыв. Подождав, пока чиновники закончат трапезничать, в 14 часов активисты стали требовать, чтобы их принял либо сам аким, либо кто-нибудь из его заместителей. На предложения охраны пообщаться со специалистами различных отделов люди ответили отказом, причем видно было, что нервы у них начинают сдавать. В какой-то момент женщины решили прорваться через пропускной пункт. Однако бравый молодой охранник кинулся защищать вверенную ему территорию и начал выталкивать их обратно, причем очень грубо. Завязалась потасовка. Глядя на это, мой коллега Мухит САПАРБАЕВ сделал парню замечание:
- Нельзя же так с женщинами. Если тебе прикажут умереть здесь, умрешь, что ли?
- Умру, - злобно сверкнул глазами охранник. - За родину.
На шум сбежались сотрудники акимата, и в итоге активистов завели в отдельный зал и позвали первого заместителя акима Карасайского района Сатжана КИКИМОВА (на снимке). Он выслушал возмущение людей насчет неверно указанного в решении суда адреса и заявил, что акимат не может вмешиваться в спор, поскольку вердикт суда уже вынесен. На вопрос о том, к какому населенному пункту относятся дома выселенцев, он ответить не смог. Через какое-то время прибыл заместитель прокурора района Бакытжан АШЕЕВ, которому жители тоже предъявили претензии по поводу нестыковок с адресом.
- Почему в ходе судебных процессов представитель прокуратуры не настоял на проведении выездного заседания, чтобы уточнить адрес? - негодовала Зауре Нурмуханбетова. - Каким образом вообще осуществляется надзор за правильным применением законов? Семьи с малолетними детьми теперь окажутся на улице только из-за того, что судебные органы не удосужились выехать на место! Мы сегодня подписываем документы по инвентаризации в Шугыле - такие люди там не проживают. Я еще три недели назад разговаривала с г-ном Кикимовым, рассказала о ситуации, просила разобраться, но ответа нет.
- Решение суда вступило в законную силу, выписан исполнительный лист, который подлежит исполнению, - ответил зампрокурора. - Насколько мне известно, их надзорная жалоба находится в производстве Верховного суда, она будет рассмотрена, и будет принято соответствующее решение. Если же вы хотите приостановить исполнение решения суда, обращайтесь в департамент по исполнению судебных актов. Если есть какие-то претензии, то пишите жалобу в прокуратуру района, мы исполнительное производство истребуем, проверим его законность и дадим свое заключение.
На этом встреча завершилась, и люди несолоно хлебавши разошлись по своим делам, пообещав при этом, что будут отстаивать свое жилье, несмотря ни на что. Напоследок Зауре Нурмуханбетова поинтересовалась:
- Г-н Кикимов является главой комиссии, которая занимается передачей земель Алматинской области в город Алматы. В эти территории входят и села Акжар и Шугыла. Мне интересно, что зам­акима собирается делать с этими людьми? Просто перекинет проблему на плечи городских властей?

От редакции Данных о том, где именно проходит граница между селами Акжар и Шугыла, нам найти не удалось. Поэтому просим считать эту публикацию официальным запросом в акиматы Карасайского района и Алматинской области.

Вали УРАЗОВ: мы живем в Акжаре, а не в Шугыле.

Родиной для бравого охранника, судя по всему, является Карасайский районный акимат.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть