Вечные ценности
Из-за чего снова подорожает бензин?
Уже летом цены на бензин вновь полезут вверх - по разным данным, топливо подорожает на 10-15 процентов. Почему в нефтяной стране с огромными запасами углеводородов конечная стоимость ГСМ растет без остановки и какой должна быть справедливая цена Аи-92 и дизтоплива? На эти вопросы отвечает Ерлен БАДЫХАН (на снимке), аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ).
- Судя по всему, повышение стоимости бензина и дизтоплива в этом году - вопрос решенный. Непонятно только, когда именно это произойдет и на сколько вырастет цена. Как вы думаете, в каком месяце цифры на казахстанских заправках поменяются?
- Полагаю, что стоимость бензина может измениться в любом месяце начиная с июня. Как известно, летнее дизельное топливо уже подорожало в среднем на 13 тенге во всем Казахстане. По различным прогнозам, цена на наиболее востребованный 92-й бензин подскочит на 12-15 процентов и составит 130-135 тенге.
- Многие увязывают изменение цен с девальвацией - якобы уже 11 февраля 2014 года ГСМ должны были подорожать, но их стоимость сдерживали, пока хватало запасов. Ваша версия: насколько сейчас цена на бензин в Казахстане завышена или занижена?
- Рассуждая о справедливой стоимости бензина в Казахстане, я бы предложил прежде всего исходить из интересов основного потребителя данного товара - казахстанского населения, а конкретнее, его покупательской способности. Гражданин РК со среднемесячным заработком должен быть способен приобрести не 683 литра бензина в месяц, как сейчас, а полторы тонны - как в тех странах, в число которых Казахстан так усердно стремится попасть. И если одномоментно повысить среднемесячную зарплату в два-три раза невозможно, снижение цены на бензин - более осуществимая задача.
С другой стороны, если представить, что розничная цена на бензин будет снижена до такого уровня, то многие предприимчивые граждане начнут массово вывозить его для продажи в Россию - вследствие чего придется ужесточать административные запреты на его вывоз.
- Хочется понять саму систему ценообразования на рынке ГСМ. Если взять грубые подсчеты - при цене 115 тенге какую прибыль получает перерабатывающий завод, а какую - розничная сеть? Грубо - сколько с одного литра бензина зарабатывает продавец, а сколько - производитель?
- В конце прошлого года был проведен анализ, который, на мой взгляд, достаточно точно передает основные элементы ценообразования на топливном рынке Казахстана. Так, стоимость сырой нефти в цене бензина составляет 57,7%, на переработку приходится 14%, акцизы занимают 1,2%, транспортные расходы - 5%, НДС от оптовой деятельности - 8,7%, НДС от АЗС - 3,3%, КПН АЗС - 1,9%, КПН оптовой торговли - 0,1%, прибыль АЗС - 7,5%, прибыль от оптовой торговли - 0,6%.
Исходя из текущей цены 115 тенге за литр бензина Аи-92 выходит, что стоимость сырья составит 66,4 тенге, переработка “весит” 16 тенге, транспортные расходы - 5,8 тенге, акцизы - 1,4 тенге, налог на добавленную стоимость - 13,8 тенге, корпоративный подоходный налог - 2,3 тенге, прибыль АЗС - 8,6 тенге, прибыль оптовиков - 0,7 тенге. Указанные цифры могут различаться, но лишь в рамках погрешности.
- Допустим, цена Аи-92 станет 135 тенге, а Аи-98 - ровно один доллар. Кому это выгоднее - продавцу, производителю или государству, которое активно действует на рынке топлива, закупая крупные партии ГСМ за рубежом?
- От повышения цены на бензин выиграют все, кто находится на противоположном от потребителя конце бензиновой трубы, - и производитель, и продавец, и государство. Поэтому, например, розничные продавцы постоянно ропщут на высокие оптовые цены - их маржа прибыли узка, и повышение цены на бензин дало бы им возможность ее увеличить. Каждый участник казахстанского бензинового рынка, кроме, естественно, автовладельцев, желал бы видеть цены выше, чем они есть. Причем это будет справедливо в любой момент времени.
- Есть еще версия, которую обсуждают в соцсетях, что на самом деле нынешняя цена на бензин устраивает абсолютно всех, но повышение стоимости ГСМ напрямую связано с отсутствием границ внутри Таможенного союза. И поскольку в России и Белоруссии бензин и дизтопливо дороже, то и Казахстану приходится уравнивать эти показатели, чтобы защищать свою экономику от вывоза дешевого ГСМ, как это, например, происходит с картошкой. Насколько это близко к правде?
- В этом есть логика. Действительно, при большой разнице в цене на топливо бензин и другие виды топлива потекут для продажи через прозрачную границу в Россию, а в Казахстане возникнет дефицит. Поэтому и был введен временный запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов; он действует с 1 января по 30 июня 2014 года и, возможно, будет продлен.
С другой стороны, то, что нынешняя цена на бензин устраивает абсолютно всех - спорный тезис, поскольку большинство автовладельцев, как я говорил выше, выступило бы за ее снижение.
- Еще очень важный момент - ожидания казахстанцев. Поскольку мы живем в нефтяной стране, разумеется, хотим, чтобы бензин был дешевым. Но при этом не во всех нефтяных государствах так. В арабских странах он действительно очень дешевый. Но вот в Норвегии, где добывается больше нефти, чем у нас, бензин - самый дорогой в Европе. Уровень жизни и там и там очень высокий. Что нужно сделать, чтобы быть ближе к арабским странам и подальше от Норвегии?
- В Норвегии на среднюю заработную плату можно приобрести в три с лишним раза больше бензина, чем в Казахстане: 2236 против 683 литров. В арабских странах, в частности в Кувейте, средняя заработная плата 4 тысячи долларов позволит вам приобрести свыше 15 тонн высококачественного 95-го бензина. Этому есть объяснение. В арабских странах себестоимость добычи нефти в пересчете на баррель гораздо ниже казахстанской. Нефть востребована: легкая, низкосернистая и низкообводненная (например, Kuwait Export или Arab Light), а инфраструктура по ее транспортировке и переработке развита несравненно лучше, чем в Казахстане с его тремя постоянно “модернизирующимися” заводами. Кроме того, в арабских странах - экспортерах нефти правительство выделяет значительные средства на субсидии для продавцов бензина или его покупателей. Поэтому, если наша цель - приблизиться к топливно-сырьевым показателям стран арабского мира, Казахстану следует улучшить перечисленные параметры - естественно, кроме исходного сырья, которое улучшению не поддается.
- И последний вопрос. Какой должна быть цена на бензин, чтобы в Алматы исчезли пробки? Проще говоря, какая цена Аи-92 и дизтоплива станет неподъемной для простых граждан и они начнут пересаживаться с личного транспорта на общественный?
- На мой взгляд, проблема пробок в Алматы объясняется несколькими причинами, и относительно доступная цена на бензин не главная из них. Две другие - это большое количество личного автотранспорта и низкая пропускная способность дорог.
Известно, что большое количество автомобилей обусловлено приезжими из регионов РК, и предлагаемые сейчас решения по сокращению транспортного потока, на мой взгляд, желаемого результата не принесут. К таким мерам относятся езда с четными/нечетными номерами, перехватывающие парковки, взимание платы за въезд в черту города и другие мероприятия. Некоторые предложения сложно реализовать технически, а в других случаях этому будет мешать менталитет населения.
Если же пойти по пути повышения цены на бензин и задаться целью сделать его недоступным для населения, это будет чревато ростом социальной напряженности, что усугубит и без того непростую ситуацию в этой сфере. Не приводя конкретных цифр и рассуждая гипотетически, большинство людей предпочтет отказаться от личного автомобиля, если месячные расходы на топливо будут превышать 20 процентов от их среднемесячного заработка (тут я доверюсь Агентству по статистике) 115 тысяч тенге.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Ерлена Бадыхана, Алматы