3843

Ищите правду в небе!

Канат АКИЛЬБЕКОВ получил шесть лет за... крушение пограничного самолета в небе под Шымкентом в декабре 2012 г.

Вопреки “корпоративной солидарности” бывшие пилоты не согласны с приговором молодому авиадиспетчеру

На беспрецедентный шаг решились ветераны-авиаторы. Отбросив в сторону корпоративную солидарность, они вступились не за коллег-пилотов, а за авиадиспетчера Каната АКИЛЬБЕКОВА, признанного виновным в крушении под Шымкентом в декабре 2012 года самолета Ан-72, на борту которого находилось высшее командование Погранслужбы респуб­лики. Ветераны считают, что сотрудник “Казаэронавигации” не виновен в катастрофе.

Напомним, 28 апреля суд Абайского района Шымкента приговорил Каната Акильбекова к шести годам лишения свободы. Обвинение посчитало, что авиадиспетчер слишком долго продержал Ан-72 на высоте 2150 метров, что привело к обледенению лайнера и авиакатастрофе, в результате которой погибли 27 пограничников и членов экипажа (см. “Фемида разрешила посадку”, “Время” от 29.4.2014 г.).
Два десятка летчиков-ветеранов, среди которых пилоты 1-го класса и обладатели знака Құрметтi авиатор”, не согласны с приговором и просят обеспечить полное, всестороннее и объективное расследование причин катастрофы. Обо всем этом они написали в открытом письме на имя генерального прокурора Асхата ДАУЛБАЕВА и министра транспорта и коммуникаций Жениса КАСЫМБЕКА.
“Анализ имеющихся данных, а также личный опыт авиаторов-ветеранов наводит на мысль о том, что следствие проведено с явным обвинительным уклоном, - утверждают опытные летчики. - Следствие игнорировало явные и грубые нарушения требований руководящих документов, регламентирующих подготовку и выполнение полета со стороны членов экипажа и их руководителей; замечания и выводы, содержащиеся в отчете летной подкомиссии; заключение экспертной комиссии, созданной приказом министра обороны, а также мнение непререкаемых мировых авторитетов в области обеспечения безопасности полетов - заключение Межгосударственного авиационного комитета по результатам расшифровки полетной информации”.
Ветераны вспоминают брифинг Генпрокуратуры, проведенный в Астане 22 января 2013 года. Тогда сообщалось, что к крушению Ан-72 привела совокупность обстоятельств.
Во-первых, экипаж не установил на барометрических высотомерах воздушного судна атмосферное давление аэродрома Шымкента. По мнению подписантов, это явная вина экипажа.
Во-вторых, бортовое оборудование самолета было неисправно.
В-третьих, имела место ошибка экипажа при пилотировании воздушного судна.
В-четвертых, в момент катастрофы в районе Шымкента были сложные метеоусловия.
“Причиной катастрофы стало столкновение самолета со склоном оврага при выполнении снижения для захода на посадку. Это произошло из-за ошибочного определения экипажем высоты полета из-за неустановки на высотомерах барометрического давления аэродрома посадки, - уверены ветераны. - Считаем, если бы экипаж установил на высотомерах давление 725 мм ртутного столба, как того требуют руководящие документы, то над местом фактического столкновения с землей самолет имел бы запас высоты около 400 м и никакой катастрофы не произошло бы. Если бы экипаж включил систему предупреждения раннего приближения земли, то и в этом случае катастрофы не произошло бы”.
Из материалов расследования видно, продолжают авторы письма, что после доклада о начале снижения пилоты еще 42 секунды не приступали к нему, тем самым создав себе дополнительные трудности. И, наконец, перед крушением летчики видели, что не вписываются в схему захода на посадку. Тогда что им мешало выполнить повторный заход по всем правилам? - недоумевают авиаторы.
Ветераны резюмируют: по их мнению, в случившемся вины авиа­диспетчера нет. К тому же в отчете рабочей группы управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения полетов указано: действия авиадиспетчера при катастрофе осуществлялись с требованиями нормативных документов и не оказали отрицательного влияния на исход полета.
- Для нас, ветеранов-пилотов, корпоративная этика - не пустой звук, - прокомментировал “Времени” инициатор письма глава фонда “Ел Самгау” Дмитрий ДУШИМОВ. - Пилот, пусть и бывший, всегда поддержит пилота. Однако для нас справедливость прежде всего! Генеральный прокурор и министр транспорта должны использовать свое влияние, чтобы была дана правильная оценка действиям экипажа Ан-72 и его руководства. Невиновного диспетчера нужно оградить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Пока приговор не вступил в законную силу.

Та трагедия унесла 27 жизней...

Виктор БУРДИН, фото Тимура Батыршина и Зауре Мирзаходжаевой, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее