3656

Мираж с канализацией

Алматинский КСК судится из-за долга в 11 миллионов с коммунальщиками, выставившими счет за водоотведение частным домам, в которых никогда не было канализации

В 1998 году жилые дома нескольких микрорайонов в Алматы, объединенные в КСК “Школьник”, подключили к городскому водопроводу. Практически во всех домах была и канализация, без этого коммунального блага по сей день обходятся только жители микрорайона “Таугуль-3” - почти семьсот домов. Все они оборудовали в своих дворах выгребные ямы или септики. И проблем не возникало до 2008 года, пока горводоканал, с которым у КСК был договор, не приказал долго жить. На его месте появились сразу три организации - “Холдинг Алматы Су”, ДГКП “Бастау” и ДГКП “Тоспа су”, контролирующие алматинскую воду, и пошло-поехало.
- Наш КСК заключает договор с жильцами, объединяет несколько десятков домов в один водомер и устанавливает общий прибор учета холодной воды, через который и проходит разлив, - объясняет председатель КСК “Школьник” Василий НАУМОВ (на снимке). - КСК оплачивает и все счета за воду. Мы делаем это аккуратно, в срок. Но, несмотря на это, в октябре 2013 года выяснилось, что КСК “Школьник” должен “Тоспа су” за предоставленные услуги по отведению сточных вод огромную сумму - 11 миллионов 388 тысяч 516 тенге. А в январе, чтобы взыскать долг, коммунальщики подали на нас в суд. Почти сразу выяснилось, что эти миллионы - доначисления за пять лет за дома, в которых оборудованы септики.  
“Тоспа су” выставил КСК “Школьник” счет за водоотведение, основываясь на общих показаниях потребления воды. Ситуация знакома большинству жителей частного сектора Алматы, которые в позапрошлом и прошлом годах поголовно оказались в должниках по милости коммунальщиков. Тогда в южной столице разгорелся скандал. Люди задавались вопросом: “Почему никто не учитывает, что потребленная по счетчику вода не в полном объеме попадает в канализацию?”. В летний период часть жидкости уходит на полив огорода и мытье машины, она попросту впитывается в землю. К тому же жильцы сами платят за очистку септиков.
- Мы не признаем этот долг и будем доказывать свою правоту, - говорит Василий Иванович. - Уже прошло шесть судебных заседаний, решение пока не принято - боремся. Наверное, коммунальщики не ожидали такого сопротивления. Мы уже подали встречный иск, в котором просим признать эти начисления незаконными. Жильцы, интересы которых мы сейчас отстаиваем, говорят о том, что не платили за канализацию и не будут этого делать. Пусть коммунальщики договариваются с ними, заключают с потребителями договор и разбираются с каждым индивидуально.  
Пока непонятно, чем закончится эта история. Но она может стать знаковой в коммунальной битве, разгоревшейся вокруг алматинской канализации, и стать примером для других потребителей. В последнее время все больше людей отстаивают свои права в суде. Как грамотно действовать в спорных ситуациях?

Пять способов платить меньше за коммуналку…

Советует председатель Ассоциации КСК Алматы Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ.
- Как добиться перерасчета суммы, которая была начислена за тепло в зимний период?
- Если вы считаете, что эта сумма завышена, сразу обращайтесь в общество по защите прав потребителей, которое есть в каждом регионе, и действуйте вместе с ними. Учтите, что для перерасчета этой суммы нужны основания и доказательства. Ими могут стать документы, свидетельствующие о фактически произведенных платежах, то есть квитанции. Понадобятся акты на подключение и отключение отопления - их нужно брать в КСК. Сообщения об отсутствии отопления в период случившихся аварий, порывов сети - это может быть информация из газет, объявления, которые дают сами тепловики. Эти документы нужно предоставить коммунальщикам, которые и должны произвести перерасчет. Если в зимний период была авария, вам, скорее всего, пойдут навстречу, а если отопительный сезон прошел без ЧП - придется доказывать свою правоту. То, что в квартире всю зиму было холодно, должна подтвердить специальная комиссия, состоящая из представителей тепловых сетей и акимата. Они замеряют температуру в помещении, выясняют причины низких показаний и составляют акт. И еще нужно доказать, что в этом виноват не сам потребитель: может, у него окна не утеплены или батареи забиты. Но все же вернуть кровные, уплаченные за холодные батареи, можно, и такие прецеденты были. Главное - запастись временем и терпением.   
- Как не платить, если из крана течет ржавая вода? Или из “горячего” идет чуть тепленькая.
- Если из крана течет ржавая вода, это обязательно нужно заснять на видео и срочно вызвать специалистов санитарно-эпидемиологической службы, представителей поставщика услуги, акимата и КСК. Важно, чтобы этот факт был подтвержден специалистами, они обязаны оформить по этому поводу акт. После этого можно требовать перерасчета за ржавую воду, обратившись с заявлением к поставщику.
Что же касается качества горячей воды, то в данное время не установлен обязательный стандарт ее температуры для потребителей. Так что доказать, что она недостаточно горячая, практически невозможно. Тем, у кого нет счетчиков, проще - они могут сливать воду до тех пор, пока она не станет горячей. А вот остальным - сложнее, им приходится выбирать: либо пользоваться теплой водой, либо также сливать ее, но при этом платить больше.
- Как дачник или отпускник, который длительное время не жил в своей квартире, может добиться перерасчета оплаты коммунальных платежей?
- Жильцу нужно постараться предоставить поставщику услуг документы, подтверждающие, что он некоторое время отсутствовал, а соответственно, не пользовался коммунальными услугами. Это могут быть командировочное удостоверение, проездные документы, прописка- выписка из гостиницы, лечебного учреждения, санатория. Для дачников - акт администрации дачного кооператива, в котором будет указан срок пребывания на даче. Проблема в том, что потребителю придется отдельно предоставлять документы каждому из поставщиков услуг и каждый раз писать заявления с просьбой о перерасчете, это, конечно, усложняет процедуру и растягивает ее во времени. Но деньги все-таки можно вернуть. Если же монополист не идет вам навстречу - подавайте в суд.  
- Как добиться пересчета сумм оплаты за воду в квартирах, в которых не установлен счетчик, в период летних отключений?
- Нужно взять в КСК акт, в котором будет указано, в какой период не было горячей или холодной воды. Можете сохранить объявления, предупреждающие о плановом отключении. С этими документами нужно обратиться к поставщику горячей или холодной воды, опять же написать заявление, в котором попросить о проведении перерасчета. Если вам отказывают, требуйте письменный ответ, в котором должны быть указаны причины этого. Если они безосновательны, можно смело обращаться в суд. Так, увы, чаще всего и приходится поступать.
- Как действовать, если контролеры, проверяющие показания счетчиков, постоянно приходят в ваше отсутствие и, не застав дома, производят начисления по средним показаниям?
- Сейчас данные о показаниях своих счетчиков можно передать по телефону или через Интернет. Эта услуга есть во многих городах Казахстана. Конечно, вы можете не впускать контролера в свою квартиру, если вам не предъявляют служебного удостоверения. Но право на доступ к приборам учета дано представителям коммунальных служб законом. Если чего-то боитесь, позовите соседей и все же откройте контролеру, чтобы у него не было сомнений в достоверности показаний счетчиков. Что же касается средних показаний, которые монополисты указывают в квитанциях, то по ним можно не платить - всегда пересчитывайте эти суммы самостоятельно и указывайте именно их. Тогда вы будете платить только за фактически предоставленные услуги.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее