Очнись, Фемида!
Юрист Рустам ТОККОЖА: “Я в шоке от нашего правосудия!”.
В старой байке о Фаине Раневской актриса недоумевает: часть тела есть, а слова нет? Примерно таким же вопросом уже несколько месяцев задается юрист Рустам ТОККОЖА, которого летом прошлого года избили возле здания суда. В его ситуации получилось, что свидетели и документы, подтверждающие факт получения телесных повреждений, есть, а состава преступления, по мнению полицейских и работников районной и городской прокуратуры, нет.
Эта история началась в 2007 году, когда алматинка Сауле АБДЫКАРИМОВА заключила с ТОО “Мадина-Р” договор долевого участия в строительстве жилого дома по улице Тимирязева. Чуть больше четырех лет спустя жилой комплекс “Импорио” был сдан в эксплуатацию, и 22 января 2012 года стороны подписали акт приема-передачи нежилого помещения, в котором было указано, что оплата за него произведена и составляет 6 691 400 тенге. Представитель Сауле Абдыкаримовой Рустам Токкожа начал оформлять документы на ее имя, но, по его словам, никак не мог добиться от кассира ТОО “Мадина-Р” выдачи приходно-кассового ордера, подтверждающего стопроцентную оплату недвижимости. Со временем об этой бумаге все забыли, и спустя несколько месяцев Абдыкаримова продала апартаменты некой Лилии ЯРУЛИНОЙ, которая планировала использовать их как офис.
Но в апреле 2013 года компания “Мадина-Р” написала исковое заявление в Бостандыкский районный суд №2 Алматы. ТОО “Мадина-Р” требовало расторжения договора с Сауле Абдыкаримовой и признания договора между ней и Лилией Ярулиной недействительным. Ярулина, в свою очередь, подала встречный иск к “Мадина-Р”, Абдыкаримовой и Алматинскому департаменту юстиции о признании ее добросовестным покупателем.
Судебное разбирательство по этому делу длилось несколько месяцев. А 1 августа 2013 года случилось нечто из ряда вон выходящее. В тот день судебное заседание закончилось под вечер, в 18 часов. Рустам Токкожа, представлявший интересы Сауле Абдыкаримовой, вышел из здания суда, и на крыльце к нему подошел также участвовавший в процессе заместитель директора “Мадина-Р” Абилфас ХАМЕДОВ.
Этот господин, кстати, уже не в первый раз становится героем наших публикаций. В августе прошлого года газета “Время” писала о том, что уникальный уголок дикой природы в Енбекшиказахском районе Алматинской области, где уже много лет проводятся соревнования по национальным видам спорта “Саят”, рискует быть уничтоженным, так как некое ТОО “Хэмко” надумало разрабатывать там карьер по добыче строительного камня (см. “Карьерный зуд”, “Время” от 28.8.2013 г.). Причем незаконно, как выяснилось, разрешительные документы были выданы совсем на другой участок. Между тем представители ТОО “Жалайыр шора”, которому принадлежит участок, где проводятся соревнования, за время своей борьбы успели дважды подвергнуться нападению неизвестных. Первый раз несколько здоровяков попытались отнять у них материалы собственного расследования, которые они привезли в прокуратуру. Второй раз все было гораздо серьезнее: юриста “Жалайыр шора” Асылхана ОТАШЕВА пырнули ножом прямо в центре Алматы. По этому факту, а также по фактам нанесения ТОО “Хэмко” ущерба окружающей среде и ненадлежащего исполнения должностными лицами Алматинского областного акимата своих обязанностей были возбуждены уголовные дела, однако на момент выхода статьи никаких процессуальных решений по ним принято не было. Директором “Хэмко” как раз и являлся Абилфас Хамедов.
Но вернемся к нашей истории. В тот день Хамедов довольно неучтиво, по словам Рустама, взял его за локоть и грубо заявил: “Пойдем поговорим”. Юрист убрал руку оппонента и объяснил, что свою позицию уже озвучил в ходе судебного заседания.
- После этого Хамедов набросился на меня и стал избивать, - рассказывает Рустам Токкожа. - Вскоре к нему присоединились его водитель-телохранитель (как я позже узнал, его зовут Нургали НУРМАНКУЛОВ) и представитель в суде Нариман ВЕЙСАЛОВ. Они повалили меня на землю и попытались отобрать портфель, в котором были документы, доказывающие нашу правоту. Хорошо, что ремень портфеля был перекинут через шею, и нападавшие не смогли его сразу стянуть. Когда телохранитель стал тащить меня за угол, я понял: сейчас они меня там прибьют. Я схватился за трубу и стал кричать. На мои крики выбежал постовой, который оттолкнул Нурманкулова. После этого все трое убежали, причем Хамедов напоследок в нецензурных выражениях пообещал, что “еще покажет” мне.
После этого постовой Давран САИТОВ вызвал полицию и “скорую”. Рустама Токкожу, который после происшествия выглядел и чувствовал себя ужасно, доставили в больницу скорой медицинской помощи (БСМП). Там ему поставили диагноз закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и госпитализировали. В больнице Рустам пролежал 11 дней, но после выписки у него начались сильные головные боли, которые, кстати, продолжаются до сих пор. Тогда юристу ничего не оставалось, кроме как долечиваться в платном отделении Центральной городской клинической больницы, где у него диагностировали травматическое поражение головного мозга.
Тем временем полиция занималась происшествием. Той же ночью, через несколько часов после госпитализации, к Рустаму пришел оперативник и снял показания. Однако пострадавший себя очень плохо чувствовал и не смог подробно описать, что произошло. Через пару дней Рустаму позвонил участковый инспектор БАЙЛЕНОВ и потребовал, чтобы тот явился к нему за направлением на прохождение судебно-медицинской экспертизы. Рустам объяснил, что никуда пойти не сможет, поскольку находится в больнице. На что полицейский, по словам потерпевшего, заявил: “Не хотите являться - дело ваше”. Пришлось юристу нанять себе адвоката, через которого Токкожа должен был держать связь с участковым. Но старший лейтенант Байленов попросту перестал подавать признаки жизни, и какое-то время спустя выяснилось, что он вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
- В возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления, - негодует Рустам Токкожа. - Я как юрист не понимаю: избили человека в общественном месте, есть свидетели - и нет состава преступления?!
Рустам Токкожа, не согласный с принятым полицией процессуальным решением, стал писать жалобы прокурору Бостандыкского района, а затем - города. Но ситуация оставалась неизменной. Сдвинулось с мертвой точки дело лишь после того, как жалоба легла на стол генеральному прокурору республики. Генпрокуратура дала алматинским коллегам задание разобраться, и 24 сентября 2013 года надзорный орган Бостандыкского района отменил постановление старшего лейтенанта Байленова.
Было возбуждено уголовное дело по статье 257 (хулиганство) УК РК. Причем возбуждено оно было в отношении неустановленных лиц, хотя Рустам Токкожа четко указал, кто именно его избивал. В ходе расследования, конечно, ситуация прояснилась. Была назначена судебно-медицинская экспертиза, согласно которой здоровью юриста был причинен вред средней тяжести. Так что полиция возбудила еще уголовные дела по статьям 104 (причинение среднего вреда здоровью ) и 24, 178 (покушение на грабеж) УК РК, которые были объединены с первым делом.
Однако подозреваемые Абилфас Хамедов, Нургали Нурманкулов и Нариман Вейсалов утверждали, что и пальцем не тронули Рустама: он, мол, сам затеял конфликт, толкнув Хамедова, и заявил, что они ничего не добьются. Была проведена очная ставка между потерпевшим и Хамедовым, однако она, как следует из материалов дела, никакой ясности не внесла - каждый настаивал на своей версии произошедшего.
Из показаний старшины Даврана Саитова следовало, что он, услышав крики, выбежал на крыльцо и увидел лежащего на земле Рустама и стоящих возле него людей. Он также сообщил, что Хамедов, выражаясь нецензурно, оскорблял Токкожу и угрожал ему физической расправой.
Заведующая канцелярией и главный специалист Бостандыкского райсуда заявили, что свидетелями самого инцидента не были и лишь слышали о драке от Даврана Саитова.
Чуть позже следователь КУАНЫШУЛЫ назначил повторную судебно-медицинскую экспертизу, и на этот раз специалисты пришли к выводу, что здоровью Рустама Токкожи был причинен легкий вред. На основании всего этого 21 ноября 2013 года старший лейтенант Куанышулы вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Уголовное преследование Абилфаса Хамедова, Наримана Вейсалова и Нургали Нурманкулова было прекращено за отсутствием состава преступления: по мнению следователя, никаких доказательств того, что это именно они били юриста, нет.
Рустама такое решение повергло в шок.
- Как могли специалисты по одним и тем же медицинским документам прийти к разным выводам? - возмущается он. - Это просто нонсенс! Специалисты не приняли документы из ЦГКБ, потому что я там лежал в платном отделении. Но, извините, у нас платная и бесплатная медицина по закону одинаковы. Свидетели есть, которые от своих показаний не отказываются. Но, несмотря на все это, полицейские внаглую прекращают уголовное дело!
С тех пор Рустам Токкожа пишет жалобы и обращения во все инстанции, однако результата пока нет. И связано это, подозревает юрист, именно с личностью его главного обидчика, занимающего высокие должности и имеющего обширные связи.
- Абилфас Хамедов считается уважаемым человеком, является председателем республиканского общественного объединения “Ассоциация азербайджанцев в Казахстане” и членом совета Ассамблеи народа Казахстана, - говорит Рустам Токкожа. - А между тем такие вещи творит! И, главное, совершенно не разбираясь, что к чему. При чем здесь я?! Я всего лишь представитель ответчика и лично с ним никаких дел не имел!
Гражданское дело, из-за которого разгорелся скандал, тем временем решилось в пользу ТОО “Мадина-Р”. Бостандыкский районный суд №2 пришел к выводу, что факт оплаты за помещение доказан не был, поэтому договор между “Мадина-Р” и Сауле Абдыкаримовой был расторгнут, а договор купли-продажи между нею и Лилией Ярулиной признан недействительным. Вышестоящая инстанция пришла к аналогичному выводу. Однако участники этого спора не оставляют надежды добиться справедливости. Так же, как и Рустам Токкожа, который верит, что богиня правосудия Фемида наконец очнется ото сна и закон все-таки восторжествует.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы