Ломать? Нет, строить!
События, происходящие сейчас на Украине, волнуют многих казахстанцев. Карагандинский адвокат Мейрам ШАЙМЕРДЕНОВ (на снимке) в 1986 году вместе с однокашниками из университетского стройотряда возводил в Киевской области дома для эвакуированных чернобыльцев. О тех днях у него остались теплые воспоминания. А творящиеся ныне на территории незалежной беспорядки весьма его расстраивают, поскольку и украинцев, и россиян он считает братскими народами, которых столкнули лбами внешние силы.
- Случилась беда в Чернобыле, и со всего Союза помощь пошла, - вспоминает Мейрам Жарылгапович. - На базе Карагандинского государственного университета создали стройотряд “Дархан” из 30 человек, куда попал и я. Нас направили в Киевскую область, в село Середовку. За два месяца нам предстояло семь домов с нуля отстроить. Там же находились аналогичные отряды из других союзных республик. Когда мы в это село приехали - обалдели. Как будто в XIX век попали: саманные дома, соломенные крыши, колодцы и плетеные заборы. Хоть бери и фильм исторический снимай. В общем, умирающее поселение было, которое власти решили возродить. Жили мы в палатках рядом с местным исполкомом. И работали абсолютно бесплатно, что в те времена считалось само собой разумеющимся.
По словам Шаймерденова, никаких распрей между стройотрядами не возникало. Все были заняты работой. А чтоб не было скучно, устраивали различные соревнования. Карагандинский “Дархан”, к примеру, стал победителем футбольного турнира. Но не это стало главной победой.
- Мои однокурсники Бахытжан МАЙМАКОВ, который сейчас работает судьей Карагандинского обл-суда, и Серик ЖАШКЕНОВ, ныне подполковник полиции в отставке, отправились в город Канев на соревнование по скоростной кладке кирпича, - рассказывает адвокат. - И оба заняли первое место. Помню, им подарили фотоаппарат и чайник. А по итогам пребывания на Украине наш стройотряд еще и переходящее Красное знамя завоевал! Тогда это считалось очень почетным. Но больше всего нас порадовало то, что мы произвели хорошее впечатление на местный исполком, и улицу с построенными нами домами они решили назвать Карагандинской!
С жителями села, со слов Мейрама Шаймерденова, у стройотряда сразу завязались хорошие отношения. Местная детвора часто гостила у казахстанцев, а от их соседей-москвичей держалась в стороне.
- Нас это очень удивляло, - говорит адвокат. - Потому что у москвичей условия проживания были куда лучше наших, и дискотеки они часто проводили. Тогда и услышали впервые объяснения от школьников: “Вы шо, це ж москали”. Кстати, выходцев с Западной Украины - ребят из стройотряда Ивано-Франковска - местные тоже не жаловали. С ними никто не здоровался и даже воды попить порой не давали. А мы нормально с ними общались, делились какими-то вещами, за что они нам благодарны были. Эти непростые внутренние межрегиональные взаимоотношения для нас выглядели очень странно.
Развернувшиеся теперь события на Украине Мейрама Шаймерденова не оставили равнодушным. Противостояние западных областей с восточными и в целом Украины с Россией его глубоко возмущает.
- Это один народ, одна православная вера. Их история началась с Киевской Руси, в Киево-Печерской лавре все святыни находятся! -
горячится он. - Я так думаю, тут без происков Запада не обошлось, чтобы стравить один по сути народ. И ведь стравили! Осмелюсь прогнозировать, что те ребята, которые сейчас на Украине к власти пришли - так называемая хунта, закончат так же бесславно, как бывший президент Грузии Михаил СААКАШВИЛИ. Народ поймет, что это путь в никуда. В противном случае их страну попросту раздербанят. Еще Александр Невский сказал: “Оборону надо укреплять на западе, а друзей искать на востоке”. Меня, кстати, сильно огорчает, что на Украине стали сносить памятники советским солдатам. В Великой Отечественной войне участвовали не только русские, против которых часть украинцев сейчас ополчилась, но и казахи, узбеки, туркмены, таджики и прочие. Они-то тут при чем? Даже Германия охраняет памятники и кладбища советских солдат. Зато на Украине теперь устанавливают памятники Степану БАНДЕРЕ. Все мы прекрасно знаем, кем он был и чем занимались бандеровцы. Возвеличивать их - это ужасно. А “Поезд дружбы”, который нынешние последователи Бандеры хотели отправлять в юго-восточные области Украины якобы для наведения порядка? Раньше так называли поезда, которые ехали за границу СССР, чтобы комсомольцы из бывшего соцлагеря общались между собой. Кстати, нескольких человек из нашего стройотряда, в том числе и меня, наградили поездкой в ГДР. Славно мы там время провели... А после заявлений “Правого сектора” теперь совсем иные ассоциации возникают по поводу “Поезда дружбы”.
Также Мейрам Шаймерденов считает неверным обвинять Россию в голодоморе, как это сделал украинский экс-президент Виктор ЮЩЕНКО.
- У нас тоже в 30-е годы прошлого столетия 5 миллионов казахов полегло, - отмечает адвокат. - А в Поволжье сколько людей сгинуло? Это были последствия революции и коллективизации. К чему сейчас кого-то в этом обвинять?
По мнению адвоката, в сложившейся ситуации на Украине виноват прежде всего сбежавший из страны президент Виктор ЯНУКОВИЧ, создавший в государстве коррупционную схему, с которой народ больше не мог мириться. Люди хотели жить лучше и потому вышли на Майдан.
- На мой взгляд, украинский Майдан - это хороший сигнал и нашим властям, - считает Мейрам Жарылгапович. - А то страшно даже представить, если у нас какие-то волнения начнутся. Недалеко Афганистан, не дай бог, республику наводнят “бородачи”, и тогда мало никому не покажется. И в том, что Казахстан сейчас вступает в Евразийский союз, я вижу только плюсы. Братским народам надо объединяться. Только так мы выстоим и сможем нормально развиваться.
Карагандинский стройотряд “Дархан” на фоне домов, построенных для чернобыльцев.
“Дархан” был награжден перехо-дящим Красным знаменем.
Ирина МОСКОВКА, фото автора и из архива Мейрама ШАЙМЕРДЕНОВА, Караганда