3367

Агрокомплекс неполноценности

От сельхознауки скоро останутся рожки да ножки.

Неделю назад мы опубликовали материал, касающийся многомесячных задержек в финансировании аграрной науки. Руководители сразу трех НИИ, входящих в АО “КазАгроИнновация” (КАИ), пришли в редакцию, чтобы пожаловаться на нерадивое руководство: вплоть до конца апреля ни один из двух десятков подведомственных институтов не получил ни тенге от Министерства сельского хозяйства, которое их финансирует через КАИ (см. “Скотское отношение”, “Время” от 22.4.2014 г.). Статья вызвала множество откликов в научной среде, а одним из тех, кто позвонил в редакцию, чтобы высказать свое мнение, оказался сотрудник... Генеральной прокуратуры! Дело в том, что надзорный орган также заинтересовался ситуацией в “КазАгроИнновации” и провел собственную проверку. О ее результатах сообщили и нам.

Проблемы КАИ, о которых наше издание писало не раз, начались не вчера. В созданном еще в 2007 году акционерном обществе ежегодно(!) менялись руководители, и “заслуга” в этом в первую очередь рулевых Министерства сельского хозяйства. При нынешнем министре Асылжане МАМЫТБЕКОВЕ (на снимке) “КазАгроИнновацию” курировал его заместитель Муслим УМИРЬЯЕВ - именно он был председателем совета директоров этого АО. Однако с недавних пор свои обязанности Муслим Таирович исполнять не может, ибо находится в следственном изоляторе - в отношении его расследуется уголовное дело по подозрению в коррупционных преступлениях. Без Умирьяева следить за КАИ поручено вице-министру Гульмире ИСАЕВОЙ. Именно при ее кураторстве в работе КАИ Генпрокуратура обнаружила ряд нарушений.
Впрочем, проверке предшествовало обращение коллектива АО во многие гос­органы, начиная от администрации президента и заканчивая Агентством по делам госслужбы и финполом. Разумеется, было среди адресатов и аграрное ведомство. Копия этого документа есть в нашей редакции. Пятнадцать человек, в том числе исполнявший обязанности председателя правления АО “КазАгроИнновация” Кенже АБДУЛЛАЕВ, а также ряд топ-менеджеров компании, просили разобраться, насколько законны были последние кадровые перестановки в акционерном обществе.

Из коллективного письма АО “КазАгроИнновация”:

“В лице ответственных должностных лиц МСХ РК (с согласия министра сельского хозяйства РК А. Мамытбекова) парализуется работа государственной компании, являющейся единственной в стране по продвижению и внедрению аграрной науки, дискредитируется имидж государственной власти и служащего, невзирая на громкие коррупционные разоблачения в отрасли сельского хозяйства, назначаются угодные и далекие от науки руководители в организациях МСХ РК”.
“В то же время бездеятельность бывших менеджеров Общества и отсутствие какого-либо контроля за их деятельностью руководителями совета директоров (вице-министр Умирьяев М. Т.) и Министерства сельского хозяйства РК (Исаева Г., Коскараева Ш.) привело к тому, что в сентябре 2013 года налоговыми органами Обществу начислены и выставлены для оплаты налоги и штрафы на сумму 848 миллионов тенге. Это сегодня может привести Общество к банкротству”.
Есть в послании и другие, не менее интересные и громкие заявления, но общий смысл его можно свести к одной простой мысли: все беды КАИ, равно как и аграрной науки, сидящей без денег с начала 2014 года, исходят от руководства Минсельхоза. Правда, каких-либо подтверждений в коррумпированности Асылжана Мамытбекова и его подчиненных авторы письма не приводят, а все претензии к вышестоящему начальству сводятся к неправильной кадровой политике министра. Только при нем - то есть с 2011 года - уже сменилось четыре (!) председателя правления АО и вот-вот назначат пятого. Кроме того, утверждают авторы послания, незаконно был принят на работу советник председателя правления Азимжан САТЫБАЛДИН. Опять-таки в нарушение Трудового кодекса в выходные дни проводятся собрания, куда допускают посторонних и откуда выгоняют нынешних топ-менеджеров, продолжают заявители. Но больше всего коллектив возмущен вводом академика Гани КАЛИЕВА (на снимке) в состав совета директоров в качестве независимого директора. Это утверждение и проверяли прокуроры.

Из представления о нарушении законности, направленного министру сельского хозяйства Мамытбекову А. С.:

“Генеральной прокуратурой проведена проверка в деятельности АО “КазАгроИнновация” (далее - АО) по вопросу законности принятых решений совета директоров АО.
Проверкой выявлен ряд нарушений законности, которые негативно отражаются на нормальном функционировании АО.
К примеру, 28.12.2013 года приказом министра сельского хозяйства №9/686 в качестве независимого директора совета директоров АО избран Калиев Г. А., который является главным научным сотрудником отдела развития форм предпринимательства в агропромышленном комплексе ТОО “Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий” (далее - ТОО).
В свою очередь, данное ТОО аффилировано по отношению к АО.
Следовательно, Калиев Г. А. избран в качестве независимого директора совета директоров в нарушение требований п.20 ст.1 Закона “Об акционерных обществах”.
Кроме того, надзорный орган обнаружил ряд других нарушений, в частности, незаконным был приказ об освобождении Муслима Умирьяева с должности председателя совета директоров, а также неправильно проводились собрания и другие мероприятия в КАИ. Министру предлагают устранить нарушения законности.
Это письмо, подписанное заместителем генпрокурора Казахстана Андреем КРАВЧЕНКО (на снимке), было отправлено в Минсельхоз 12 апреля, и у Асылжана Мамытбекова есть ровно 30 дней, чтобы устранить замечания.
Мы попросили Гани Калиева прокомментировать замечание надзорного органа о незаконности его ввода в совет директоров КАИ. Вот что сказал нам академик:
- Это глупость. Все эти письма и заявления связаны с нежеланием нынешних руководителей “КазАгроИнновации” покидать теплые кресла. Сегодня (28 апреля 2014 г. - М. К.) ознакомили с приказом об увольнении нынешнего председателя правления Дуйсебая ИЗБАСАРОВА, он его отказался визировать. Поэтому и пишутся письма. Мне говорят, что раз я работаю в системе КАИ, то аффилирован и не могу быть независимым директором. Но тогда по логике я должен подыгрывать своему начальству. А я, наоборот, выступил с предложением о прекращении контракта с Избасаровым, поскольку он со своими обязанностями не справляется. В итоге с ним решили не продлевать соглашение, и он уходит 3 мая. И уже не так важно, независимый я член совета директоров или будет какой-то другой статус. Я имею право работать в этом органе, поскольку являюсь президентом Казахской сельхозакадемии. То есть никаких нарушений закона здесь нет. А это все - обычная борьба за власть и деньги. В КАИ 14 директоров департаментов. У каждого зарплата в два раза больше, чем у директора НИИ! Мы же предлагаем сократить ненужных, а они там все чьи-то друзья и родственники, уходить сами не хотят, поэтому пишут и президенту, и прокурору, и премьер-министру. Но мы, люди из науки, прекрасно понимаем: в нынешнем виде “КазАгроИнновация” существовать не может, от нее нет пользы - один вред!

Трудно однозначно сказать, кто прав в этой ситуации - коллектив акционерного общества, руководители Минсельхоза или Генеральная прокуратура. Но одно понятно без всяких проверок: навести порядок в сельском хозяйстве пока не получается. В результате страдают ученые из двух десятков НИИ, сидящие без денег. А в конечном итоге - и мы с вами, уважаемые сограждане: ведь чем хуже работает наше сельское хозяйство, тем дороже продукты на казахстанских рынках. Вот такой получается агрокомплекс неполноценности...

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть