Кокпекты: особенности потоп-менеджмента
Ушлые кокпектинцы вздумали приписать себе имущество, которого у них отродясь не было. А власть решила не возмещать стоимость затопленных машин сельчан.
С жителями пережившего в ночь на 31 марта наводнение села Кокпекты в четверг вечером встретился аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ (на снимке). Он поведал людям, как активно власть занимается вопросами восстановления населенного пункта. Местные жители тоже рассказали ему обо всех тяготах, с которыми им пришлось столкнуться.
Сход устроили на площадке возле кокпектинской школы. Сельчане расселись на вынесенные из классов стулья: разговор предстоял долгий. Бауржану Абдишеву приготовили место за столом на подиуме, сконструированном на скорую руку, однако аким предпочел не возвышаться, а быть поближе к народу - вышел прямо к первым рядам слушателей. И простоял с микрофоном в руках около трех часов.
Сначала на сельчан вновь обрушилось множество цифр, которые они уже слышали несколькими днями ранее во время поездки в Кокпекты главы МЧС Владимира БОЖКО (см. “Восстановим - будем жить”, “Время” от 22.4.2014 г.). Кто был еще не в курсе, наконец узнал, что полностью снесут и затем заново отстроят 51 дом. Еще 167 домов подлежат ремонту. По планам чиновников строительные работы начнутся сразу после майских праздников. Но прежде владельцы аварийных домов - тех, что будут снесены, - должны подписать договор о правах переуступки имущества властям.
Стало понятно, что аким пошел проторенным путем: ранее аналогичная схема применялась с жителями печально прославившегося карагандинского жилого комплекса “Бесоба”. Те тоже подписывали договоры переуступки, чтобы получить новое жилье. А представители власти затем смогли предъявить многомиллионные иски представшим перед судом чиновникам и строителям, по чьей вине рухнул бесобинский дом и были признаны аварийными другие, чтобы возместить выделенные государством на восстановление микрорайона деньги. К слову, судебные тяжбы по этому поводу продолжаются по сей день, и пока непонятно, к чему приведут.
Между тем кокпектинцев сильно расстроило заявление акима о том, что власть не будет возмещать стоимость затопленных авто. Вода, напомним, повредила 76 машин.
- Мы построим и отремонтируем дома, обставим их мебелью, бытовой техникой и всем необходимым. Но тратить государственные деньги на покупку новых машин я не могу, - признался Бауржан Абдишев. - Если у кого-то автомобили были застрахованы, вы можете получить страховку. А если нет - позднее вы можете подать иски в суд и взыскать убытки за машины с тех, кого признают виновными в прорыве плотины.
У сельчан такая перспектива вызвала саркастические усмешки.
- Подозреваемых сейчас шесть человек. Даже если к ним еще кто-то присоединится, у них денег не хватит возместить всем нам ущерб. К тому же и государство с них деньги требовать будет, - посыпались реплики.
Аким в ответ отметил, что некоторым кокпектинцам не стоит наглеть. Как выяснилось, иные пострадавшие сельчане в надежде поживиться стали приписывать себе то имущество, которого у них сроду не было. К примеру, престарелые апашки по совету внуков вносили в списки уплывших вещей ноутбуки и айфоны.
Людей также известили, что разбором аварийных домов будет заниматься фирма “Аспап”, которая участвовала в сносе аварийных многоэтажек “Бесобы”. Многие тут же забеспокоились: а нельзя ли уцелевший стройликвид оставить у себя? После недолгих раздумий глава региона разрешил. И даже попросил о помощи: мол, если радиаторы отопления не повредились или иные нужные в хозяйстве вещи остались пригодными, то их нужно использовать при новом строительстве.
Запомнилось неожиданное выступление не представившейся местной жительницы:
- В прошлом году по вашему приказу, Бауржан Туйтеевич, закрыли наш профтехлицей, в котором обучалось около ста человек. Тогда вы назвали причиной закрытия аварийное состояние помещений. А после наводнения туда расселили потерявших кров людей! Значит, учиться там нельзя из-за опасности разрушения зданий, а эвакуировать туда народ можно?!
- Аварийным является учебный корпус, а общежития там нормальные, - нашелся аким. - К тому же мы не можем сохранять учебное заведение, в котором столь малое количество учащихся.
Но женщина не унималась и перекинулась на акима Кокпектинского сельского округа Бакытжана СМАИЛОВА:
- Вот стоит он здесь в сторонке, молчит. Как ему не стыдно? Ведь ничего толком не делает, помощи от него не дождешься!
По рассказам кокпектинцев, и впрямь мелких проблем набралось предостаточно. Некоторые жаловались на то, что уголь и гуманитарную помощь развозят не всем пострадавшим. По словам людей, комиссия по оценке домов на предмет их аварийного состояния заглянула не во все затопленные уголки села или делала обход дворов в моменты отсутствия хозяев. Оттого списки пострадавших получились неполными, считают сельчане.
Бауржан Абдишев тут же раздавал подчиненным поручения разобраться по всем прозвучавшим жалобам.
Кстати, списки подлежащих сносу и ремонту домов вывесили лишь во время выступления главы региона. Возле них сразу же образовалась давка. Кто себя в них не обнаружил, тут же обращался с вопросами к чиновникам.
Запомнился и такой штришок. Во время наводнения в числе прочих слегка повредило двор и хозпостройки скромного особняка по улице Первомайской. Местные жители называют этот дом шаекинским, поскольку в нем проживают родственники мажилисмена Рауана ШАЕКИНА. Как мы уже рассказывали, в свое время они являлись владельцами злополучной плотины (см. “Я не я, и дамба - не моя!”, “Время” от 8.4.2014 г.). Сельчане не сомневались, что этот адрес тоже окажется в списках пострадавших, претендующих на помощь государства. Так и вышло.
Тем временем расследование ЧП, унесшего пять человеческих жизней, продолжается. Полицейским предстоит найти ответ, пожалуй, на самую главную загадку. По первоначальному заявлению главы МЧС Владимира Божко, в день трагедии шлюзы на плотине были открыты. Однако спустя три недели специалисты выдвинули прямо противоположную версию о том, что шлюзы были закрыты. Якобы из-за этого поступавшие в водохранилище потоки и размыли земляную дамбу.
Когда министра Божко спросили, почему в течение нескольких лет никто не прислушивался к тревожным сигналам работников арендующего водохранилище ТОО “Табигат XXI” об аварийности плотины, он ответил так:
- “Табигату” надо было не писать письма во все инстанции, а конкретно требовать от собственника плотины ТОО “Агрофирма Шанырак” выполнения ремонтных работ на плотине!
А контролирующие госорганы, получается, ни при чем, раз предпринимателям предлагается разбираться с проблемами самостоятельно? Теперь обоим хозсубъектам предъявлено обвинение. Следствие имеет претензии также к “мелким рыбешкам” -
акиму сельского округа и начальнику сельского отдела по ЧС (см. “Кто крайний?”, “Время” от 23.4.2014 г.). И большой вопрос - привлекут ли к ответственности кого-нибудь еще, “покрупнее”.
Ну а кокпектинцы надеются, что власти сдержат свои обещания и к осени отстроят и отремонтируют их дома.
В списках нашли себя не все пострадавшие кокпектинцы.
В этом “пострадавшем” особняке живут родственники мажилисмена Рауана ШАЕКИНА.
Такие дома будут строить взамен разрушенных.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда