Духовной жаждою томим...
Книжная лавка уже принесла убытки в виде административного штрафа.
Казахстанцы сегодня не имеют полного доступа к качественной и безопасной религиозной литературе, а предприниматели лишены возможности торговать ею
Так считают столичные предприниматели - отец и сын Петр и Виктор ВОЛКОВЫ, столкнувшиеся с неожиданными трудностями в своем книжном бизнесе.По мнению Волкова-старшего, чиновники всеми силами пытаются оградить общество от книг экстремистского толка, но до последнего времени не знали, как это сделать в реальности. Иначе чем объяснить тот факт, что в профильном госведомстве лишь недавно подготовили соответствующую нормативную базу по торговле “щекотливой” литературой, но до сих пор не сформировали перечень запрещенных для реализации книг?
По данным Агентства по делам религий (АДР), в Астане с почти миллионным населением сегодня действуют всего восемь книжных магазинов, имеющих разрешение на торговлю религиозной литературой. Предприниматели сетуют, что им проще свернуть свою лавочку, нежели бодаться с чиновниками, пытаясь получить право на реализацию товара. Но Волковы решили рискнуть...
В феврале 2012 года, через несколько месяцев после принятия нового Закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях в Республике Казахстан”, учредитель книжного магазина Петр Иванович Волков обратился в управление предпринимательства и промышленности Астаны, чтобы его магазин включили в список книжных точек, торгующих религиозной литературой. Однако, по словам предпринимателя, чиновник не зарегистрировал его заявление должным образом, и спустя несколько месяцев уже другой сотрудник управления оповестил предпринимателя, что магазин не имеет разрешения на распространение религиозной литературы, а значит, его хозяин нарушает закон.
С того момента и начались мытарства Волковых, которые продолжаются по сей день: местные исполнительные органы ни в какую не включают их магазин в заветный список. Поначалу они, по словам Волкова-младшего, не могли выяснить, какой вообще госорган должен заниматься их вопросом. В частности, управление внутренней политики Астаны оперировало тем, что не разработаны соответствующие нормативные документы. Между тем Волков-старший написал десятки писем в различные инстанции с намерением понять, какой же все-таки госорган должен включить его магазин в список стационарных помещений, реализующих религиозную литературу.
- Был я на приеме у замначальника отдела управления внутренней политики, который разъяснил, что моим вопросом должно заниматься управление предпринимательства и промышленности. Однако там мне заявили, что эти функции переданы управлению внутренней политики. Приехали… - вздыхает Петр Иванович.
А в какой-то из дней в магазин Волковых внезапно нагрянули оперативники управления по борьбе с экстремизмом столичного ДВД и изъяли 48 книг для экспертизы. Она не выявила признаков возбуждения национальной, религиозной вражды или розни в содержании изъятой литературы, тем не менее департамент по делам религий Астаны подал в суд на Петра Волкова за распространение религиозной литературы в неустановленных местах, и Фемида постановила оштрафовать предпринимателей на 50 месячных расчетных показателей за административное правонарушение.
- Выходит, по решению суда я поплатился за волокиту чиновников и отсутствие необходимой нормативно-правовой базы? - недоумевает Петр Волков.
Чтобы докопаться до истины, он собрал с полок своего магазина 168 книг и понес их на религиоведческую экспертизу в АДР, которое за пять месяцев проанализировало лишь... 41 работу, не обнаружив в их содержании экстремистских призывов. К слову, согласно постановлению правительства, экспертиза литературы должна проводиться в течение 30 дней со дня ее поступления. Однако, как отметили в АДР в ответе на запрос газеты “Время”, “срок проведения экспертизы может продлеваться на тридцать календарных дней при необходимости изучения экспертом (экспертами) дополнительных материалов и информации для проведения экспертизы”. На 30 календарных дней, то есть на месяц, а в случае с Волковыми прошло ведь пять месяцев!
На наш конкретный вопрос, сколько в АДР специалистов, занимающихся проведением экспертизы религиозной литературы, его чиновники ответили довольно расплывчато: “Проведением экспертизы в Агентстве занимаются специалисты-религиоведы, теологи, имеющие определенный опыт в данной сфере. АДР также привлекает работников научно-исследовательского и аналитического центра Агентства по делам религий, Международного центра культур и религий Агентства по делам религий, а также организации, победившие в конкурсе на государственный закуп соответствующих услуг по экспертизе”. В общем, как говорится, у семи нянек...
- Проблема в том, что в Казахстане сегодня очень мало специалистов, которые проводят экспертизу религиозной литературы, - подтвердил наши подозрения доктор исторических наук, религиовед, директор Института геополитических исследований Асылбек ИЗБАИРОВ (на снимке). - И в этих обстоятельствах иногда по книге одного и того же автора, одного названия и содержания нередко проводят две экспертизы, делая, по сути, двойную работу.
Избаиров по заказу АДР тоже проводит экспертизу литературы. На исследование пяти книг отводится примерно десять дней, говорит он. По его наблюдениям, как правило, из 100 книг примерно семь определяют как подпольную литературу радикального толка.
Ученый считает, что религиозному ведомству необходимо иметь перечень запрещенных книг - это бы значительно упростило и ускорило экспертизу. Одно время такой список существовал, отмечает Асылбек Избаиров, и был даже размещен в открытом доступе в Интернете. Но позже специалисты обнаружили в нем книги с сурами Корана, и список исчез. Такие серьезные ошибки, отмечает религиовед, свидетельствуют о явной нехватке специалистов его профиля.
Возвращаясь к основному вопросу нашей беседы, Асылбек Избаиров признал:
- Я знаю людей, которые никак не могут получить разрешение на реализацию религиозной литературы, это очень сложно. Связано с тем, что в одно время казахстанский рынок заполонила литература экстремистского содержания, поэтому государство ужесточило контроль в этой сфере.
Действительно, еще в прошлом году тогдашний председатель Агентства по делам религий Кайрат ЛАМА ШАРИФ на брифинге в Астане заявлял, что в целом по стране наблюдаются факты распространения религиозной литературы вне установленных мест, в том числе на улицах и в подъездах домов. Особенно, утверждал он, этим грешат представители “Свидетелей Иеговы”. Нередко и региональные прокуратуры сообщают о фактах незаконной торговли религиозной литературой на рынках, привокзальных площадях и около культовых зданий.
Контроль-то государство ужесточило, а соответствующие правила долгое время не разрабатывало, и страдают от этого простые предприниматели, сокрушается Петр Волков.
Впрочем, для Волковых и иже с ними, возможно, скоро забрезжит свет в конце тоннеля. Как сообщил в ответе на наш редакционный запрос заместитель председателя Агентства по делам религий Ерлан АБДАКАСОВ (на снимке), постановлением правительства от 24 февраля этого года утвержден стандарт государственной услуги “Выдача решения об утверждении расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения”.
“При наличии всех документов для включения магазина в список стационарных помещений не имеется проблем в получении решения об утверждении магазина в качестве специального стационарного помещения. По имеющимся сведениям, в настоящее время П. Волковым сданы документы в местный исполнительный орган для включения магазина в список стационарных помещений, и в ближайшее время будет получено соответствующее решение”, - заверили в АДР.
Но вот что любопытно. По идее, до принятия нового стандарта и регламента при оказании госуслуги местные исполнительные органы должны были руководствоваться прежними нормами закона и стандарта. Однако же не руководствовались! Иначе как объяснить почти двухгодичную чиновничью волокиту, которая Волковым стоила немалого штрафа, и они по сей день не могут продавать религиозную литературу?
Петр ВОЛКОВ написал в разные инстанции десятки писем, но вразумительного ответа так и не получил.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана