Зачем мы пишем о плохом
От павлодарских журналистов требуют прекратить критику и писать только о чем-нибудь хорошем. Местные аксакалы, представители интеллигенции и даже прокуроры на полном серьезе утверждают, что критические статьи для области вредны. Словосочетание “бульварная пресса” звучит теперь по любому поводу, будь то публикация об убийстве, коррупции и даже гражданском процессе по невыплате пенсии.
Когда два года назад председатель совета ветеранов села Чернорецк Сагынай АБСАЛЯМОВ по указке тогдашнего акима Павлодарского района Толегена БАСТЕНОВА вышел на сцену актового зала районного акимата, чтобы потребовать от журналистов прекратить чернить район и не сметь больше писать плохо об убийце ребенка, за почетного ветерана было стыдно и обидно. Особенно когда ему, бывшему управляющему подхоза, пришлось утверждать, что он “неграмотный человек, но способен видеть и слышать телевидение” (см. “Удар в сердце”, “Время” от 26.5.2012 г.). Видимо, аксакал находился в определенной зависимости от Бастенова, не терпящего неповиновения и привыкшего вести себя в районе, как в родовом поместье.
Затем путем Абсалямова пошли 50 деятелей науки и культуры, потребовавшие от прессы не писать плохо об экс-акиме Павлодарской области Ерлане АРЫНЕ, арестованном финансовой полицией. Они, в отличие от сельского пенсионера, вроде бы более независимые в своих суждениях люди. Вот что заявили представители павлодарской интеллигенции: прессе надо запретить писать о том, что Арын подозревается в хищении денежных средств, полученных в качестве спонсорской помощи для благоустройства Павлодара, а также в получении взяток в особо крупных размерах. Почему? Потому что, как пишут в своем письме на имя президента РК представители интеллигенции, организованные руководителем филиала Союза писателей Казахстана Арманом КАНИ, Ерлан Мухтарович является автором более 250 научных работ и книг, внес весомый вклад в развитие литературы и казахского языка. Под его редакцией и руководством вышла девятитомная энциклопедия “Қазақтар”, книги “Қазақ әдебиеті”, “Қазақ тілі”, “Қазақ мәдениеті”.
Впрочем, не скрывают подписанты и своей личной благодарности:
- В прошлом году Ереке поддержал меня, Галымбека Жуматова и других литераторов в издании наших сборников, - сообщил один из подписантов, бывший журналист Женис МАНАНБАЕВ. - Павлодарская бульварная пресса наговаривает на человека. Поэтому мы просим президента повлиять на надзорные органы и прокуратуру.
Каким образом президент должен влиять на ход следствия и “прекратить оскорбления и обвинения в адрес бывшего акима Павлодарской области”, авторы не уточняют.
А в прошлую пятницу к сонму тех, кто считает, что пресса не должна писать о негативных фактах, присоединилась прокуратура Павлодарской области. Давая пресс-конференцию, и. о прокурора области Куат АРТЫКБАЕВ сообщил, что журналисты не должны писать ни о драке в ведомственной прокурорской квартире, ни о том, как надзорный орган попытался “нагреть” с пенсией собственного ветерана Юрия НАЗАРОВА, уходившего в отставку с поста заместителя прокурора города. Напомним, целых пять лет после выхода на пенсию потребовалось Назарову, чтобы доказать, что начисленная ему пенсия в два раза меньше положенной. Еще четыре года он не мог добиться от родного ведомства выплаты недополученной суммы (см. “Чужой среди своих”, “Время” от 20.3.2014 г.).
- Юрий Валерьевич был не только зампрокурора города, в свое время он занимал пост зампрокурора области. Многие из присутствующих сегодня на пресс-конференции руководителей управлений - его ученики. Мы уважаем Назарова, а вы, пресса, нас с ним стравливаете, непонятно зачем, - стыдил журналистов господин Артыкбаев.
Отметим, что после выхода нашей статьи про Назарова очередной суд подтвердил, что прокуратура области должна заплатить ему недополученную за пять лет пенсию. И Куат Артыкбаев заверил, что на сей раз надзорный орган не будет сопротивляться, выплатит все до тиынки за счет экономии средств по другим статьям расходов. После выхода статей о фокусах с благотворительной помощью, выделяемой на благоустройство города, но осевшей в карманах чиновников, спонсоры заявили, что отныне намерены перечислять оговоренные в меморандумах средства напрямую - тем, кому они предназначены, минуя сомнительные общественные фонды.
После многочисленных публикаций о нашумевшем убийстве Саши Дивина Генпрокуратура отменила постановления нижестоящих прокуроров о снятии с физрука Алиша Жунусова всех
обвинений, и впоследствии он был осужден. А в минувшую пятницу, как раз в то самое время, когда и.о. прокурора области спрашивал, зачем журналисты пишут о плохом, суд вынес решение о возмещении родным Саши Дивина морального ущерба в размере двух миллионов тенге.
Значит, будем писать!
Ольга ВОРОНЬКО, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Павлодар