Побойный отдел
Ножка стула, черенок лопаты, картинная рама, дрын, камча - вот неполный перечень предметов, которыми замначальника Кордайского РОВД (теперь уже бывший) имел обыкновение бить своих подчиненных. Ну а потом подполковник их начал просто отстреливать из пневматического оружия, как-никак он считался отличным стрелком…
Все началось с назначения в РОВД Кордайского района - на пост заместителя начальника - до той поры ничем не примечательного инструктора подразделения специального назначения ДВД Жамбылской области Абилхана УТЕБАЕВА. В прежней должности Абилхан, которого все звали просто Алик, курировал боевую служебную подготовку, благо умел метко стрелять. В Кордае за подполковником закрепили кадры. Так, в июле 2011 года наступил новый этап в его карьере. А для рядового состава РОВД наступила… адская жизнь. Дело в том, что у нового зама-кадровика была своя метода работы с кадрами, которую он стал активно внедрять.
- Коротко это можно назвать дедовщиной, - рассказывает бывший участковый инспектор Кордайского РОВД Ернур МАЛДЕХАНОВ. - У подполковника имелась целая система неуставных наказаний для нас, рядовых сотрудников, которые день ото дня становились все круче. Начал он с двадцати отжиманий, назначавшихся за всякую провинность, но вскоре силовые упражнения нам показались безобидной шуткой по сравнению с тем, что дальше принялся вытворять подполковник Утебаев. Разговаривал он с нами только на матах и вдобавок стал распускать руки. И ноги. Идет, например, по коридору навстречу - обязательно пнет или отвесит оплеуху. Затем начал ходить с дубинкой. Пройдет мимо - и как бы невзначай ударит. Его арсенал орудий “воспитательного воздействия” постоянно пополнялся новыми предметами. Среди них помимо обычных палок разного калибра появились ножка стула, кусок картинной рамы, камча. И экзекуции раз от разу становились все более продолжительными и жестокими.
Ернур Малдеханов сейчас уже может свободно рассказывать о “закадровой” жизни Кордайского РОВД - он там больше не работает. Увольнение его, на наш взгляд, явилось следствием того, что молодой старлей полиции, ставший мишенью (в переносном и прямом смысле) для распоясавшегося замначальника, оказался единственным, осмелившимся противостоять самодурству бастыка.
- Садистские выходки Утебаева сочетались с его байскими замашками, - продолжает Ернур. - Для него было правилом посылать нас, рядовой состав, за сигаретами или напитками - естественно, все это мы покупали за свои деньги. Кроме того, он постоянно всех грузил: на обед или, там, на оплату мобильной связи. Кто ослушивался - автоматически попадал в черный список замначальника и уже подвергался более жесткому прессингу.
- И как на это реагировали сотрудники?
- Никто не жаловался. Все молчали. Терпели, потому что боялись.
- А начальник РОВД знал о том, что творится в коллективе?
- Возможно, и знал - ведь у каждого руководителя есть свои глаза и уши. В то время РОВД возглавлял полковник Марат КИРГИЗБАЕВ, затем на этом посту его сменил подполковник Бахыт БАЙМУХАМБЕТОВ. Но ни тот, ни другой никаких мер к Утебаеву не принимали.
- Лично на вас из-за чего ополчился подполковник?
- Он загрузил меня на мангал. Потребовал, чтобы я привез ему домой мангал с шампурами. Но я не торопился выполнять его прихоть, думал, может, со временем забудет. Но Утебаев не забывал и каждый раз, когда мы с ним пересекались, первым делом спрашивал: “Где мангал?”. У меня было ощущение, что он, глядя мне в лицо, видит перед собой не участкового инспектора и вообще не человека, а мангал. Ну я, разумеется, врал, что, мол, мангал заказал и его сейчас делают.
- А когда Утебаев стал грозить вам оружием?
- В начале 2012 года. Он хвастался, что приобрел пневматический пистолет, при этом добавлял: “Я теперь за вами гоняться не буду, а буду сразу стрелять!”. Несколько раз демонстрировал ствол. И вот в тот год, перед Наурызом, в РОВД проходил вечерний сбор. Нас, участковых, собралось в кабинете замначальника отделения административной полиции где-то около полутора десятков. Я стоял у окна. Вошел Утебаев. В руках он держал пистолет. Ничего не говоря, направил его в мою сторону.
- Почему именно в вашу?
- Видимо, это было связано с весной. Тема мангала обострилась. Я инстинктивно прикрылся руками, и в этот момент раздался выстрел. Из пальца брызнула кровь. Все остолбенели. Ко мне бросился один из сослуживцев по имени Ислам с криком: “Этого так нельзя оставить, Ернур, пиши заявление, но сначала - в больницу!”. После этих слов Утебаев навел ствол на него. Ислам выскочил на улицу, побежал. Утебаев выстрелил ему вслед и попал в ягодицу. Тогда я подошел к Утебаеву и сказал: “Вы - нелюдь?! Вы что допускаете? Что мы вам сделали, что вы нас расстреливаете?”. И вышел из кабинета. Потом долго сидел в машине - приходил в себя…
- Почему вы сразу не обратились к начальнику с рапортом о произошедшем?
- Честно? Боялся. Я был уверен, что меня же еще сделают виноватым. И в итоге оно так и случилось. Но своим молчанием я обеспечил себе несколько месяцев спокойной жизни: получив порцию адреналина, Утебаев меня уже не трогал и даже демонстративно не замечал, пока в нем опять не проснулась алчность.
Все, о чем дальше поведал Ернур, тоже из области сюрреализма. Хотя для кордайских полицейских это, очевидно, была обыденность и рутина - когда они приходят за справками о зарплате для получения кредита, за справку просят откат! Так случилось с Ернуром. По его словам, Утебаев потребовал отстегнуть 15-20 тысяч тенге с миллионного кредита, который Ернур брал на ремонт дома. Но когда подполковник в своей манере вопрошал инспектора о деньгах, тот показывал ему прострелянный палец и отвечал: “Но ведь вы же, Алике, в меня стреляли. И я молчу…”. Дескать, кровью своей заплатил все “долги”. Так считал Ернур. Алике мыслил по-другому и беспрестанно напоминал участковому про свой процент с кредита. Ернур в конце концов решил откупиться мангалом. Привез-таки вещь Утебаеву домой. А тот вместо спасибо завел инспектора к себе в кабинет, где у него за шкафом хранился черенок от лопаты, и отдубасил им свою жертву по полной. При последнем ударе черенок сломался. Утебаев протянул две половинки Ернуру и повелел: “Принесешь целый!”.
Но даже и после такой экзекуции вконец затравленный участковый рта не открывал о проделках замначальника. Он бы, может, и до сих пор терпел измывательства подполковника (как, впрочем, и остальные его коллеги), если бы не начала беспокоить рана. Обратился к врачу - оказалось, выпущенная Утебаевым дробина так и осталась в пальце. Пришлось делать операцию. Скрывать случившееся уже не получалось, по крайней мере, от домашних. Они-то и забили тревогу. Отец Ернура пошел выяснять обстоятельства ранения сына в РОВД, а дедушка Малдехан ТУРМАГАНБЕТОВ написал заявление в облпрокуратуру. Поднялся шум, дело дошло до областного начальства, 9 декабря 2013 года УСБ ДВД Жамбылской области возбудило уголовное дело по статье “превышение должностных полномочий с применением насилия” в отношении стрелка и по указанию прокуратуры передало в финпол. 24 февраля Абилхана Утебаева задержали, и через два дня суд санкционировал его арест. Только к этому времени подполковник был уже благополучно препровожден на пенсию!
А вот с Ернуром Малдехановым в родной полиции поступили иначе. После операции и выхода с больничного (а главное, после жалоб его родственников и подачи им самим рапорта об обстреле) он вдруг оказался совершенно никчемным сотрудником, ну прямо наихудшим в РОВД! Его вывели в резерв, потом, правда, вернули в штат, но отношение к нему в коллективе резко изменилось. Парня стали сторониться, избегать, а начальник РОВД Баймухамбетов презрительно назвал терпилой! Утебаев же - он тогда еще работал - проходя мимо, старался непременно задеть плечом. Все закончилось тем, что Ернура уволили из органов по статье, которую всегда можно подвести под неугодного работника, - за прогул. А перед этим Кордайский РОВД провел блистательную операцию по его “задержанию” с демонстративным заковыванием в наручники, когда Ернур в нерабочее время возвращался с мальчишника. И это происходило при непосредственном участии тогда еще работавшего Утебаева!
- Безусловно, вопиющий факт - когда руководитель, отвечающий за кадры, подает пример самой что ни на есть уголовщины - избивает, стреляет в стенах полиции при явном попустительстве своего шефа, - комментирует ситуацию расследующий сейчас дело спецпрокурор управления прокуратуры Жамбылской области Сакен АШИМТАЕВ. - Результат налицо: в данном РОВД до сих пор царят страх и такая круговая порука среди личного состава, что свидетельские показания способны дать исключительно сотрудники из “бывших”…
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область