1664

Кто в доме хозяин?

Как в одном КСК пытаются взять под контроль его многомиллионные денежные потоки, да чиновники мешают

Первый в Казахстане наблюдательный совет, созданный в январе прошлого года в городе Капшагае Алматинской области как орган общественного контроля за деятельностью одного из местных КСК, менее чем за полгода выявил неоправданную растрату многомиллионных сумм. Такая бурная деятельность новоиспеченного совета не понравилась ни бывшему руководству этого КСК, ни, как утверждают члены наблюдательного совета, некоторым представителям местных властей.

У КСК “Тан”, о котором идет речь, весьма богатая, но при этом, увы, стандартная для казах­станских реалий история. Кооператив, объединяющий более 2740 собственников квартир, был создан еще в 1996 году. И до недавнего времени работал, как подавляющее большинство его собратьев, словно под копирку: жильцы домов жаловались на проблемы, а руководство КСК отвечало, что катастрофически не хватает денег на их решение.
- Его председатель - он, к слову, занимал этот пост с 2006 года самоуправно, без решения общего собрания - часто не появлялся на работе. Правления КСК, как и ревизионной комиссии, практически не было. Несмотря на требование закона, за все это время никто не отчитывался перед жильцами о проделанной работе, расходовании денежных средств, - рассказывает юрист Рафаил ГАБДУЛИН (на снимке).
По его словам, так продолжалось до января 2013-го, когда члены кооператива поставили вопрос ребром: доколе?!
- Раньше я, как и остальные собственники квартир, не обращал особого внимания на то, что творится в нашем “Тане”, - продолжает мой собеседник. - У меня, как и у всех, попросту не было времени, чтобы разбираться в деятельности кооператива. Но в какой-то момент ко мне как к юристу просто повалили соседи, собственники квартир, у которых из-за неправомерных действий нашего КСК стали возникать проблемы. Мы обратились в суд, который признал, что председатель КСК систематически не исполнял своих обязанностей, и обязал его провести общее собрание жильцов. Но тот упорно этого не делал, потому что понимал, что его не переизберут.
Так в конечном итоге и получилось. Собрание, пусть и не с первой попытки, но все же состоялось. 20 января 2013 года его решением были избраны новый председатель и правление кооператива “Тан”. Тогда же был создан и наблюдательный совет - орган общественного контроля за деятельностью КСК, действующий в период между общими собраниями. По этому поводу даже было утверждено специальное положение.
В Законе “О жилищных отношениях” нет статьи, которая напрямую бы говорила о возможности создания наблюдательного совета. Вместе с тем в части 1 статьи 47 говорится, что “общее собрание членов кооператива может принять к своему рассмотрению любые другие вопросы деятельности кооператива собственников помещений (квартир)”. Общее собрание КСК “Тан” и передало часть своих полномочий созданному под началом Рафаила Габдулина наблюдательному совету. Например, его члены получили право увольнять и принимать на работу председателей КСК с заключением и расторжением трудовых договоров. Чтобы сэкономить деньги, решили не избирать ревизионную комиссию, а включить ее участников в состав НС, поскольку совет и так обладает контрольными функциями. В него вошли семь человек, в основном пенсионеры, которые стали работать на общественных началах.
- Почему люди, стоящие у руля кооперативов собственников квартир, занимают эту должность годами? - рассуждает Рафаил Габдулин. - Потому что их может снять своим решением только общее собрание, а с учетом пассивности наших граждан созывает его в случае необходимости сам председатель, который в этом, естественно, не заинтересован. И так тянется до тех пор, пока не назреет какой-нибудь серьезный вопрос или конфликт. Но чтобы был кворум, позволяющий принимать решения, на общее собрание должно прийти не менее двух третей собственников квартир, а попробуй их собери! Например, в нашем кооперативе 2741 участник, а на собрание пришли лишь 104 человека, и то со второго раза. Чтобы решить какие-то проблемы, нам нужно было проводить поквартирный обход, опрашивать каждого из жильцов, а эта процедура может занять не один месяц, ведь активистов, которые этим занимаются, раз-два - и обчелся. А наблюдательный совет - идеальный инструмент управления и контроля. Само его существование уже дисциплинирует руководство и других работников кооператива, они не могут действовать так самоуправно и безнаказанно, как к этому привыкли. И мы в этом убедились. Так, согласно отчету главного бухгалтера, в конце 2012 года на расчетном счете КСК было всего около 78 тысяч тенге. Через два неполных месяца работы нашего наблюдательного совета эта сумма уже превышала два миллиона, причем, как и прежде, осуществлялись все текущие расходы и платежи.
Разумеется, Габдулину с командой непросто было навести порядок, разбирательства с бывшим руководством КСК часто сопровождались скандалами. НС инициировал аудиторскую проверку за последние два года деятельности кооператива и выявил немало нарушений. Только на незаконные премии и доплаты председателю и другим работникам КСК ушло более пяти миллионов тенге!
Общественные активисты учились и на собственных ошибках. Собрание жильцов выбрало нового председателя КСК, но он почти сразу запустил мохнатую руку в общую кассу. С ним пришлось распрощаться. Жильцы поняли: найти ответственного и честного руководителя кооператива - задачка не из легких. И пошли другим путем: объявили о вакансии, но сразу же предупредили всех соискателей о том, что будут заключать с ними договор с испытательным сроком на три месяца, а заодно предложили каждому из них составить свою программу деятельности на будущей должности. Но с этой задачей справились далеко не все. Некоторые заявили о необходимости создать рабочую группу по распределению денежных средств. С такими тут же расставались. Наконец выбрали достойного кандидата, подписали с ним договор.
- Но и он не оправдал надежд! - с досадой бросает Рафаил Габдулин. - Уже через месяц с небольшим стали всплывать факты злоупотребления полномочиями, заключения сомнительных соглашений. Наблюдательному совету пришлось его уволить. 17 июля прошлого года мы назначили исполняющим обязанности председателя кооператива главного инженера КСК. Но тут в противостояние с нами вступили местные власти. 19 июля жилищная инспекция Капшагая на своем заседании оформила решение о ликвидации наблюдательного совета, хотя, согласно закону, местные органы не имеют права вмешиваться в деятельность кооператива. А 19 октября было созвано общее собрание КСК, на котором выбрали нового председателя кооператива.
Сейчас активисты НС в судебном порядке пытаются доказать незаконность произошедшего. Наблюдательный совет добивается признания общего собрания от 19 октября неправомочным, а принятые на нем решения - недействительными, и на это, по словам Габдулина, есть немало оснований:
- Например, как следует из протокола собрания, в нем принимали участие не собственники помещений (квартир), которые могут созывать собрания и принимать подобные решения, а неизвестная группа жителей 2-го и 3-го микрорайонов Капшагая. Было нарушено требование закона, согласно которому “общее собрание проводится по требованию не менее десятой части собственников помещений”, а на том присутствовали якобы лишь 66 человек - всего 2,4 процента. Но и это количество никак документально не отражено, так как отсутствуют листы регистрации участников собрания. И это далеко не полный список нарушений.
Суд первой инстанции, как и судебная коллегия по гражданским и административным делам Алматинского областного суда, куда активисты КСК “Тан” подали апелляционную жалобу, в иске им отказал. Но жильцы все же не теряют надежды доказать свою правоту и правомерность существования их наблюдательного совета. Они готовят новые обращения в вышестоящие судебные инстанции.
Мы обязательно сообщим, чем закончится тяжба “танкистов”.

Оксана Акулова, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть