Дело есть. Жилья не будет?
В незавидной судьбе бездомного военного пенсионера Александра ТАРНОВСКОГО (на снимке), оказавшегося на старости лет без жилья и здоровья (см. “Ничьё старичьё”, “Время” от 28.5.2013 г.), правоохранительные органы узрели криминальную составляющую. Правда, дело расследуется ни шатко ни валко.
Напомним, в 2010-2012 годах страдающий психическим заболеванием на почве алкоголизма Тарновский лишился двух далеко не дешевых квартир в центре Алматы. Чета Полины и Талипа МИРЗОЕВЫХ так вошла в доверие к матери Александра Сергеевича - Антонине Васильевне, что со временем супругам удалось не только поселиться со старушкой в одной квартире, но и после ее смерти завладеть жильем Тарновских, а сам военный пенсионер при этом угодил в расположенный неподалеку от южной столицы приют для престарелых. Причем господа Мирзоевы стали распоряжаться и пенсионным счетом больного старика. Сам он, отвечая на наши вопросы о Мирзоевых и взаимоотношениях с ними, внятно ничего сказать не мог.
- С самого начала было понятно, что человек невменяем, - говорит адвокат семьи Тарновских Олеся ПЕЛЕВИНА. - Достаточно заглянуть в его медицинские документы, и станет ясно: на момент совершения сделок с недвижимостью он уже был недееспособен, так как с 1995 года неоднократно попадал в наркодиспансер как хронический алкоголик. Тем не менее гражданские суды по возврату имущества мы проиграли: в Алмалинском райсуде посчитали, что ничьи права не нарушены, сделки законны. На наши ходатайства об установлении его дееспособности на момент совершения сделок суд ответил отказом.
В августе 2013 года, не найдя правды в гражданских судах, сын больного пенсионера Сергей ТАРНОВСКИЙ обратился с заявлением в полицию. Алмалинский РУВД возбудил уголовное дело по факту мошенничества, но почему-то в отношении неустановленных лиц, хотя заявитель указал всех фигурантов сомнительных сделок. Причем, как пояснила адвокат Пелевина, за время следствия полицейские провели-таки судебно-психиатрическую экспертизу пенсионера Тарновского, которая установила: он не мог понимать характер и значение совершаемых в отношении его противоправных действий в тот период, когда в чужую собственность ушли две квартиры.
- Несколько месяцев дело ни шатко ни валко расследовалось, а в декабре 2013-го в связи с неустановлением следствием лица, подлежащего уголовному преследованию, оно было приостановлено, - продолжает г-жа Пелевина. - Однако Тарновский-младший написал жалобу в прокуратуру, и расследование возобновили. Правда, активности в деятельности следователей Алмалинского РУВД по-прежнему мало - дело расследуется абы как.
Тем временем прокурор Алмалинского района Канат МАМАЕВ в интересах психически больного Тарновского попытался было опротестовать в суде решение о законности сделок с недвижимостью, однако служители Фемиды посчитали, что признание пенсионера недееспособным не является вновь открывшимся обстоятельством, и в пересмотре дела отказали.
Между тем Александр Сергеевич, которого после нашей публикации его родственники забрали из приюта “Мирный Казахстан”, уже более четырех месяцев находится в Алматинском городском центре психического здоровья. Сын уже оформил над больным отцом опекунство, оформляет ему инвалидность. Вопрос, в каких условиях и где доживет остаток дней пожилой человек, остается открытым.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы