15748

А у вас в машине газ?

Автомобиль переоборудуют за один-два дня.

Недавно казахстанские чиновники разразились очередной, как им показалось, новаторской идеей. На этот раз они предложили разработать меры, благодаря которым автомобилисты повально начнут устанавливать в своих машинах газобаллонное оборудование. Мы решили выяснить, насколько выгодно это удовольствие, и отправились в мастерские, специализи-рующиеся на переобору-довании автомобилей.

Найти в Алматы компании, которые занимаются установкой газобаллонного оборудования, несложно. Правда, крупных СТО на этом рынке всего три-четыре, остальные - кустари-самоучки, которые переделывают машины в гаражах без лицензии на такой вид деятельности. Их периодически штрафуют и закрывают, но толку от этого мало - полулегальные лавочки появляются снова, просто в другом месте. Я пошла по пути наименьшего сопротивления: нашла в Сети самый солидный сайт компании, работающей в этой сфере, убедилась, что у нее есть лицензия, и отправилась по указанному адресу. В ангаре - единственная машина, новенький “ленд крузер” с четырехлитровым движком. Его хозяин часто мотается в Астану по делам, поэтому и решил установить в своем джипе газовое оборудование. Плюсов у этого, конечно, немало. Голубое топливо дешевле бензина в полтора, а то и в два раза, его использование вдвое увеличивает ресурс двигателя, на столько же возрастает пробег авто без дозаправки, и почти в три раза снижается количество вредных выхлопов в атмосферу. Кстати, на последний, экологический, аспект и делают упор чиновники, и, как ни удивительно, из-за него же зачастую переоборудуют свои машины и рядовые казахстанцы. Правда, дело здесь совсем не в сознательности, а в штрафах, которые приходится платить за превышение уровня токсичности выхлопных газов, ведь экологическими постами сейчас обложили въезды во многие города.
Переоборудованный автомобиль работает и на газе, и на бензине. Изначально, когда двигатель еще холодный, машина заводится на привычном топливе, газ же подключается в тот момент, когда авто прогревается до температуры 50 градусов.
- Под капот автомобиля мы устанавливаем дополнительное оборудование: электронный блок управления, датчик давления, который срабатывает в случае утечки или запаха газа, - рассказывает мастер по установке газового оборудования Ердаулет МУРЗАЛИЕВ (на снимке). - В таком случае машина сразу же переходит в бензиновый режим, а подача голубого топлива полностью прекращается. Здесь же редуктор-испаритель, это сердце нашей системы, он преобразует газ из жидкого состояния в парообразное и нагревает его до нужной температуры. Сейчас в основном используется пропан, хотя некоторые старые автобусы и машины до сих пор ездят на метане.
- И горят синим пламенем. В новостях периодически появляются сообщения о полыхающих машинах.
- Мы слышим о том, что взорвался газ, но ведь никто не вникает, какой именно и как это произошло. А горят в основном бытовые баллоны. Вспомните недавний случай, когда в центре Алматы заполыхала легковушка, в ней как раз таки и везли такой. Иногда взрываются автобусы, работающие на метане. Я не припомню случая, чтобы был зафиксирован такой факт с участием машины, которую заправляют сжиженным газом. Но все равно к переоборудованию автомобилей многие до сих пор относятся с опаской. Хотя те баллоны, которое устанавливают на таких станциях, как наша, тестируют на прочность, поджигают, специально имитируют ДТП, пытаются прострелить. Взрыва газа не будет в любом случае. И не забывайте, бензин тоже очень быстро воспламеняется.
Переоборудовать можно любую машину, пожалуй, за исключением малолитражек, в которых, как правило, практически отсутствует багажник. Ведь газовый баллон либо занимает место, где раньше хранилась запаска, либо его помещают непосредственно в багажник, где тщательно крепят и где он, естественно, занимает некоторое пространство. У многих джипов и паркетников запасное колесо установлено на задней двери, но повесить вместо него емкость с газом не получится - это запрещено техникой безопасности. Ведь при ДПТ удар нередко приходится именно в эту часть автомобиля.
В переоборудование, конечно, придется вложиться: за автомобиль с четырех­цилинд­ровым двигателем нужно будет заплатить от 120 до 140 тысяч тенге, шестицилинд­ровым - от 150 до 170 тысяч, восьмицилиндровым - от 180 до 220 тысяч тенге. Владельцы роскошных американских внедорожников типа кадиллак “эскалейдер” или GMC переходят на газ, чтобы повысить ресурс двигателя. Наш бензин, как правило, не соответствует международным стандартам, и такие машины очень болезненно реагируют на местное топливо. Хозяевам таких агрегатов гораздо дешевле ездить на пропане - поломки случаются реже. Владельцы куда более скромных и стареньких авто ставят оборудование из-за экономии. Это в основном таксисты и люди, которые за день проезжают на своих четырех колесах немаленькие расстояния. Им это наиболее выгодно, ведь даже расчет окупаемости газового оборудования составляется с учетом того, что в среднем машина наматывает за месяц три тысячи километров, грубо говоря, 100 км в день. Согласитесь, не каждый автомобилист так рысачит по городу. Обычно маршрут ограничивается куда более коротким расстоянием от дома до работы и обратно. Так вот, если вы, к примеру, переоборудуете “тойоту” с шестицилиндровым движком - заплатить за это придется примерно 120 тысяч тенге, и будете активно ее эксплуатировать, вложение за счет разницы в цене на газ и бензин окупится всего за восемь месяцев. Но, естественно, чем меньше вы будете пользоваться машиной, тем больше будет этот срок. Стоит учитывать еще один существенный момент. В том же Алматы едва ли наберется два десятка газовых заправок, причем почти все они расположены далеко не в центре города. В некоторых регионах ситуация чуть лучше: например, в Шымкенте машина на газе уже никому не кажется экзотикой, потому что сеть заправок там разветвлена. Так что проблему перехода на газ, а значит, и экологии, нужно решать не при помощи каких-то бюрократически-завлекательных мер, как хотят это сделать чиновники, а элементарно развивая инфраструктуру. Иначе газ, несмотря на все его прелести, так и останется лишь одной из немногих статей казах­станского экспорта.

Стандартный газовый баллон крепится в багажнике.

Такой баллон в форме колеса устанавливают на место запаски.

Сердце газовой машины - редуктор-испаритель.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть