7578

“Пятёрки” за драку

Во время оглашения приговора Багдат ИСМАИЛОВ закрыл лицо руками.
 Может быть, ему хоть немного было стыдно?

Двое алматинских полицейских Бахыт ЕРГАЛИУЛЫ и Багдат ИСМАИЛОВ признаны виновными в превышении власти и должностных полномочий с применением насилия, в результате чего сразу четверо простых граждан получили различные телесные повреждения, а алматинец Николай БЕЙСОВ - девять поломанных ребер. Об этом диком случае наша газета писала минувшей осенью (см. “Мордобой по вызову”, “Время” от 14.11.2013 г.). Алмалинский районный суд Алматы приговорил обоих патрульных к пяти годам лишения свободы.

Конфликт между полицейскими и ни в чем не повинными гражданами случился в начале декабря 2012 года. К супруге Николая Бейсова Жанне пришла подруга Марина, и женщины даже не заметили, как быстро стемнело за окном. Чтобы не отпускать гостью одну, ей вызвали такси. А буквально через пару минут позвонил муж Марины и сказал, что сам заберет ее на своей машине. От такси решили отказаться, хотя автомобиль уже приехал по адресу. Оператор службы “Такси-Лидер” попросил заплатить неустойку за отмененный вызов в размере 500 тенге. Эти деньги и отдали водителю Александру КИМУ. Ему сумма показалась слишком незначительной, после чего и случился скандал между мужчинами. А затем водитель вызвал полицию.
Приехавшие на место патрульные Ергалиулы и Исмаилов зачем-то приняли решение подняться в квартиру, откуда вызвали такси, хотя по инструкции им запрещено это делать. Более того - обо всех своих шагах полицейские обязаны были докладывать дежурному, но почему-то проигнорировали и этот пункт. Что затем произошло на лестничной площадке и в квартире №15, куда прибыло подкрепление в виде еще шестерых патрульных, в течение года изучали сначала полицейские, затем работники прокуратуры, ну и, наконец, председатель Алмалинского районного суда Кайынжамал БУХБАНОВА, к которой и попало это громкое дело. Ей потребовался не один месяц, чтобы разобраться, кто кого на самом деле бил.
Все дело в том, что тогда, в декабре 2012-го, пострадавший больше всех Бейсов был обвинен в... покушении на жизнь сотрудника полиции. Как указали в своих рапортах патрульные, мужчина размахивал кухонным ножом и даже оставил им несколько царапин на лице Бахыта Ергалиулы. Правда, через некоторое время эксперты установили, что на приложенном в качестве вещдока ноже нет ни следов крови, ни отпечатков чьих-то пальцев. Но даже этот факт не помешал сотрудникам полиции выдвинуть обвинение против Николая и Жанны. Почти два месяца глава семьи провел в следственном изоляторе, несмотря на многочисленные переломы. И только после того как уголовное дело было прекращено, мужчина вернулся домой и смог начать лечение. А уже затем прокуратура возбудила новое дело - на этот раз в отношении патрульных. Но они с самого начала полностью отрицали свою вину. В суде полицейские придерживались той же версии: мы ни в чем не виновны, а четверо пострадавших сговорились, чтобы оклеветать нас.
Защищал правоохранителей известный адвокат Сериккали МУСИН, хорошо знакомый журналистам по другим громким процессам. Он подошел к делу с размахом - например, практически сразу заявил отвод судье Бухбановой и заодно попробовал отвести... секретаря суда. Иногда защитник так увлекался, что начинал допрашивать то адвоката потерпевших Людмилу РЫБИНУ, то гособвинителя Олега ГОРОХОВА. Но все-таки главной звездой разбирательства стал тот самый таксист Ким. Он давал столь противоречивые показания, что окончательно запутал и судью, и обвиняемых, и потерпевших. Если вы помните фильм “Мимино” и классическую сцену в суде, когда свидетель рассказывает про люстру и стул, то это примерно такой же случай.
Не стали отказываться от дачи показаний и оба полицейских, хотя вины не признали и имели право молчать. Правда, свое выступление перед судом они откладывали до последнего - то Ергалиулы был уставшим после тяжелого дежурства, то Исмаилов не мог прийти на заседание, потому что допоздна искал пропавший скот где-то в горах. Несмотря на выдвинутые против них обвинения, оба патрульных продолжали ходить на службу и следить за общественным порядком. При этом в суде они выдвигали свои условия - пусть сначала дадут показания все свидетели, а уже после этого выступать будут они. На одном из процессов судья Бухбанова не меньше 20 минут пыталась понять, что же мешает полицейским рассказать всю правду. И когда не получила внятного ответа на свой вопрос, прямо-таки отчитала подсудимых:
- Вы не имеете права ставить свои условия суду! Вы, служители закона, сами не уважаете закон! А потом из-за вас не уважают ни полицию, ни суды! Я первый раз вижу, чтобы такое неуважение проявляли к суду!
И все-таки настал день, когда Бахыту Ергалиулы пришлось раскрыть, что именно заставило его и напарника набрать цифру “15” на домофоне, хотя должностные обязанности запрещают им покидать общественные места. По его словам, полицейские приехали на место вызова, встретили таксиста, пожаловавшегося на избиение, и приняли решение самостоятельно задержать преступника. А затем в зале суда прозвучала история, как прямо у двери - и это важное обстоятельство - сотрудников правоохранительных органов, исполнявших свой долг, атаковали четверо нетрезвых граждан, один из которых размахивал ножом и едва не зарезал полицейского. Более того - у патрульного едва не вырвали пистолет, ему повредили куртку, порезали шею, и вообще он чудом остался жив, хотя его практически взяли в заложники.
Потерпевшим не составило никакого труда поймать полицейского на противоречиях. Так, например, в своем рапорте он указал, что обитатели 15-й квартиры вообще не хотели общаться ни с копами, ни с таксистом. Как указано в документе, написанном сразу же после случившегося, женщины пытались закрыться изнутри, однако Ергалиулы ногой заблокировал дверной проем, а его напарник подставил плечо. Судья даже поинтересовалась: “Ну почему вы так упорно хотели попасть внутрь, если вам это запрещено? Позвонили бы начальству, и пусть оно решает, как вытаскивать преступников - с помощью участкового или спецназа”. Полицейский был неумолим - все свидетельствовало о том, что в квартире скрывается преступник и его следовало задержать!
Главное, на чем настаивали оба подсудимых, - никто не бил ни Николая, ни кого-либо еще в той квартире. Однако сразу после конфликта Бейсова доставили в районное отделение, а уже оттуда на “скорой” увезли в больницу, где приковали наручниками к кровати. После этого он еще полтора месяца провел в СИЗО. И везде его сопровождали сотрудники правоохранительных органов, а на каждой “пересылке” проводили медицинский осмотр, который показывал, что у мужчины многочисленные травмы. Так кто же их нанес?
- Они сговорились, чтобы уйти от ответственности за совершенное преступление, - заявил Ергалиулы.
- Вы же знаете нашу коррупционную медицину, они вам любую справку нарисуют, - добавил его адвокат Мусин.
Честно говоря, очень хотелось понять одно: что именно заставило двух опытных сотрудников с отличными характеристиками и поощрениями от начальства вдруг распустить руки и избить до полусмерти обычного алматинца, чья вина заключалась в отказе от услуги такси? Не верилось, что нечто подобное может происходить где-то рядом, в соседнем доме.
Увы, доводы патрульных и их защитника не показались судье Бухбановой убедительными. Она приговорила полицейских к минимальному наказанию по статье 308 части 4 пункта “А” - превышение власти и должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия либо совершенные с применением насилия. За это преступление дают до 10 лет лишения свободы. Полицейские получили по пять лет колонии общего режима и были арестованы прямо в зале суда.
Приговор явно шокировал их многочисленных коллег, приехавших поддержать Ергалиулы и Исмаилова. Теперь главное, чтобы все они сделали правильные выводы.

Судья Бухбанова призналась:она никогда раньшене сталкиваласьс таким неуважением к закону.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть