Квартирные лабиринты
В Атырауском специализированном межрайонном суде по уголовным делам продолжаются слушания по материалам “квартирного” блока бергеевского дела. Чем дальше слушания, тем больше понимаешь, что дело опутано сотней нитей невидимых интриг.
В качестве потерпевшего по блоку “квартиры” в суд пригласили соучредителя ТОО “АБ Групп” Юсуфа АЛИЕВА. Он сообщил, что это был их семейный бизнес с братом Назми АЛИЕВЫМ - директором упомянутого ТОО. Последний подтвердил, что обращался в финполицию с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Бергея РЫСКАЛИЕВА, Аманжана РЫСКАЛИ и их зятя Рустема АЛЬБАКАСОВА. О “беспределе, который они творили”, Алиев написал в “Нур Отан” и Верховный суд. Назми Алиев обвинил Рыскалиевых и их зятя в рейдерском захвате ТОО “ОрсепСтрой” и компании “АБ Групп”. Адвокат потерпевших Алиевых заявил, что исковое требование по квартирам будет также предъявлено и бывшему первому заместителю акима области, подсудимому Болату ДАУКЕНОВУ, потому как он якобы является владельцем квартиры № 1. Однако, как оказалось, квартира - служебная:
- Здесь прозвучала моя фамилия... - сказал на суде Даукенов. - В связи с тем, что представитель потерпевшего “АБ Групп” или учредители не знают материалов уголовного дела, не знают законодательства, исходя из абсурдности предъявленных требований, поскольку квартира является служебной, суд должен отклонить...
- Суд сам решит, отклонять или нет, - резонно заметила председательствующая судья Гульмира ДАУЛЕТОВА:
- Конкретно указана роль господина Даукенова, поэтому я про это говорю, это ответ на реплику, - поспешил оправдаться бывший первый зам Рыскалиева.
Разбирая “строительный” блок бергеевского дела, а именно блок “АтырауКурманКурылыс”, суд пригласил в качестве свидетеля Тимура НУРБАЕВА, работавшего с 2008 по 2012 год замначальника городского отдела строительства. (Заметим, что начальником отдела тогда был Серик САДУАКАСОВ, приговоренный в декабре прошлого года к 10 годам лишения свободы. Правда, в январе этого года решением апелляционной коллегии облсуда приговор был частично изменен - общий срок заключения снижен до трех лет. Садуакасов, еще работая в отделе, имел 50 процентов доли в ТОО “АтырауКурманКурылыс”.)
В 2009-м с участием “АтырауКурманКурылыс” строились кредитные и арендные дома в новом микрорайоне “Нурсая”. Средства были выделены из республиканского бюджета из расчета: на арендное жилье - 529 млн. тенге, на кредитное жилье - 228 млн. тенге. Заказчиком выступал городской отдел ЖКХ в лице тогдашнего начальника Жумабая КАРАГАЕВА.
Нурбаев в суде сообщил: строительство домов было начато без утвержденной проектно-сметной документации. Когда же он сказал об этом своему шефу, Садуакасов отрезал: это не моя проблема, это поручение облакимата. Проектирование домов (тендер на это выиграл алматинский “ТрансСтройПроект”) завершилось аж летом 2009 года, когда уже вовсю кипела стройка. Интересно, что дома должны были строиться из красного керамического кирпича, но строили все из ракушечника (что не отразилось в смете), разница в стоимости материалов равнялась 11 млн. тенге.
Стоимость “квадрата” жилья, что возводилось по госпрограмме упомянутой фирмой, была установлена в сумме 56 515 тенге. Подрядчику по указанию акимата разрешили распоряжаться цокольными этажами и мансардой по своему усмотрению.
И еще. Приглашенная в суд в качестве свидетеля бывший начальник гороо Фаруза ШАНГЕРЕЕВА рассказала, что цокольные этажи принадлежали зятю акима области.
- Когда я пришла работать в гороо, при ознакомлении с документами увидела, что нам была “посажена” крупная сумма на приобретение цокольных этажей под детские сады (для реализации программы “Балапан”. - Н. Ш.). Тогда я с бухгалтером и экономистом записалась на прием к Амантаю АЙТБАЕВУ (замакима города при бывшем и нынешнем мэрах Атырау. - Н. Ш.), пыталась объяснить ему нецелесообразность использования цокольных этажей под детсады - они представляли собой ангарное помещение. Но он сказал, что ЖКХ проведет конкурс, потом передаст гороо, и мы подадим заявку на реконструкцию в отдел строительства. Я стала настаивать. Тогда Айтбаев попросил бухгалтера и экономиста выйти и сообщил мне, что это указание областного акимата и что цокольные этажи принадлежат зятю акима области.
Затем, по словам Шангереевой, она попросила своего зама Кайрата ХАБИЕВА поехать в горакимат и еще раз попробовать убедить, но и тому фактически приказали: будете приобретать.
- Потом меня пригласил бывший аким города Аскар КЕРИМОВ и сказал: “Орынды босат”, - призналась в суде Шангереева. - Я и сама думала уволиться, поскольку в мае на сессии гормаслихата была утверждена крупная сумма на приобретение цокольных этажей. Я поняла, что лучше уйти.
Заметим, что на приобретение цокольных этажей было выделено 353 млн. государственных тенге. Как заметил свидетель Кайрат Хабиев, на эти деньги можно было с успехом возвести два детсада.
Тем временем подсудимая Гульмира АЗБЕРГЕНОВА, в прошлом - главный бухгалтер ТОО “Актобехаусконстракшн” и ТОО “BNB Construction`”, ничего не ест уже две недели: она объявила голодовку с 3 февраля. Азбергенова требует изменить ей меру пресечения с ареста на подписку о невыезде. В минувший четверг ее адвокат Бакберген АЙТМАМБЕТОВ сообщил, что Азбергенова продолжает голодать, она перешла на сухую голодовку - перестала пить воду. Однако пока никакой реакции - ни в СИЗО, ни в суде - не последовало.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау