Никуда нам не деться от этого
Российская валюта стремительно дешевеет. На днях курс рубля к евро достиг исторического максимума, а к доллару - стал самым высоким за последние пять лет. Дешевеет и тенге, который сильно привязан к “российскому доллару”. В РФ всерьез говорят о грядущей после Олимпиады девальвации. А что будет с тенге? Об этом мы спросили у экономиста Петра СВОИКА (на снимке).
- Падение курса - это не только казахстанский или российский феномен, сейчас по всему миру идет девальвация слабых местных валют. Тенге, помимо того что девальвирует против доллара, так еще, хочешь - не хочешь, не должен сильно отставать в девальвации по отношению к рублю, - ведь мы с Россией строим Единое экономическое пространство. Поэтому на тенге сейчас оказывается давление.
Но это есть как общесистемные, мировые причины, так и наши местные. Во-первых, наш внешний платежный баланс уже почти в дефиците. В такой ситуации Нацбанк продолжает расходовать свои золотовалютные резервы для поддержания курса валюты, хотя это для регулятора страшно дискомфортная ситуация. Потому он подобно российскому Центробанку (который тоже хочет переходить на свободный рыночный курс рубля) пытается опускать национальную валюту. Во-вторых, девальвацию поддерживает экспорт, а мы на нем живем. Если у нас не будут покупать сырье, нам будет совсем плохо.
Словом, нелучший платежный баланс и неблагополучная сырьевая ситуация давят на правительство в сторону понижения курса тенге. Правда, у нас нет фондового рынка, поэтому тенге не ослабляется спекулятивными атаками на валюту. С этой стороны нам легче, чем русским и туркам.
В целом же все это неприятная ситуация. Потому что такой спасительный для наших экспортеров процесс, как понижение курса тенге, выходит боком для социальных и политических основ стабильности. Ведь из-за девальвации удорожают все товары в стране, она реально понизит стоимость жизни и очень крепко ударит по производству в Казахстане.
- Можно сказать, что девальвация уже началась?
- Она идет уже больше двух лет, очень медленная и аккуратная. Но сейчас она, по всей видимости, потихоньку ускорится. Хотя правительству страшно не хочется это делать, да и Кайрату КЕЛИМБЕТОВУ, только что пришедшему руководить Нацбанком. Но они вынуждены быть в фарватере.
Виктор БУРДИН,Алматы