3740

Недетский иск

Жена члена террористической группировки Саяна ХАЙРОВА Шынар БИСЕНБАЕВА (на снимке) пытается отсудить у чекистов и полицейских 20 миллионов тенге за гибель сына в ходе спецоперации. Вчера в Алмалинском райсуде №2 Алматы прошли прения сторон по этому делу.

Напомним, 17 августа 2012 года в поселке Баганашыл спецназовцы уничтожили практически всех членов террористической группировки, устроившей массовую резню в Аксайском ущелье. В живых остались лишь Заурбек БОТАБАЕВ и Саян Хайров, которых в дачном домике, где жили исламисты, в тот день не было. В ходе спецоперации погибли двое детей, в том числе 10-летний Максут Ислам САЯНУЛЫ. В ноябре прошлого года суд приговорил Хайрова к 11 годам тюрьмы, а Шынар Бисенбаева тем временем подала в суд на департаменты Комитета национальной безопасности и внутренних дел Алматы, требуя 20 миллионов тенге в качестве компенсации за гибель сына.
На первом же судебном заседании, состоявшемся 10 января, представители ДКНБ и ДВД заявили, что их ведомства не имеют никакого отношения к спецоперации в Баганашыле, поскольку она проходила на территории Алматинской области. Выяснилось, что принимали в ней участие бойцы спецподразделения КНБ “Арыстан”, которое также было признано ответчиком. В ходе процесса прокурор Дарига КЫЖИРОВА интересовалась, почему 10-летний ребенок находился с чужими людьми. Шынар, на суде по делу своего мужа твердившая, что ее сына держали чуть ли не в заложниках, на этот раз заявила, что эти люди были друзьями ее мужа и у нее не было оснований не доверять им.
Вчера в ходе прений Шынар Бисенбаева и ее адвокат Жандос БУЛХАЙЫР настаивали на исковых требованиях, причем адвокат много говорил о моральной стороне этого дела и частенько цитировал суры из Корана. В свою очередь, ответчики заявили, что по закону ущерб, причиненный в ходе антитеррористической спецоперации, возмещению не подлежит. Они сочли иск Бисенбаевой не­обоснованным и попросили судью Мухтара АМИРОВА оставить его без удовлетворения.
Выслушав выступления сторон, судья зачитал некоторые материалы дела. В частности, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников “Арыстана” и других лиц, участвовавших в антитеррористической операции, за отсутствием в их действиях состава преступления. После этого суд удалился в совещательную комнату. Решение по этому делу будет оглашено в понедельник, 27 января.
- Любое преступление наказуемо, - сказал, выйдя из здания суда, Жандос Булхайыр. - Тем более 96-я статья - убийство. Обязательно должно возбуждаться уголовное дело. А если нет убийц, то оно прекращается. В данном случае по материалам дела есть заключение прокуратуры, которое нам не дали, хотя мы запросили. Отнесли его к секретным материалам. В этом заключении дана оценка действиям сотрудников спецназа, которые проводили спец­операцию. Есть в деле постановление о прекращении уголовного дела в отношении тех 11 человек (членов террористической группы. - М. А.) в связи с их смертью. Но по гибели двух детей нет никакого процессуального документа - полная тишина! Поэтому мы считаем, что должно быть возбуждено уголовное дело, в этом нужно разобраться.
Жандос Булхайыр также объяснил, почему в суд не обратились родители другого погибшего в ходе спецоперации ребенка. Оказалось, что мать его погибла в июне 2012 года во время взрыва в частном доме в поселке Таусамалы, где какое-то время обитали члены группировки, а отец был убит спецназовцами в Баганашыле.


Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть