4854

Многожёнство - не напасть...

Опрошенные нами эксперты объясняют, почему с завидной регулярностью в общество вбрасываются сумасбродные идеи

В промоушен по легализации в республике многоженства на днях включился бывший заместитель министра сельского хозяйства Марат ТОЛИБАЕВ. Правда, в отличие от прежних глашатаев этой идеибывший аграрий не забыл и про представительниц слабого пола, заметив, что нужно узаконить еще и многомужество. Инициативу, которая наряду с запретом пропаганды гомосексуализма становится навязчивой идеей для наших чиновников, тут же осудили парламентарии. А вот представители общественности, которых мы опросили, считают, что такие заявления на руку... самим политикам и власть придержащим.

Анатолий МИРЗОЯН, сексопатолог:
- Семьи, в которых у одного мужа сразу несколько жен, есть, и я с такими примерами сталкивался. Но их не так много, чтобы регулировать эти отношения законодательно. Тот, у кого в кармане есть деньги, не будет спрашивать ни депутатов, ни министров, сколько жен ему содержать. И законы ему совершенно не нужны. А говорить о многомужестве просто глупо: женщина по природе не склонна к полигамным отношениям. За многолетнюю практику я не встречал дам, которые бы имели сразу несколько мужей. Это чисто мужская тема.
Евгения КОЗЫРЕВА, президент общественного фонда “Феминистская лига”:
- Как ни странно, разговоры об этом ведутся очень давно. Еще в 1996 году депутаты предлагали легализовать многоженство, тогда же они, к слову, говорили и о запрете абортов. Мы выступали категорически против последнего закона, поэтому обратились к парламентариям, которые в то время еще находились в Алматы, с таким предложением: если вы хотите разрешить многоженство, то тогда нужно легализовать и многомужество, а также однополые и межвидовые браки. О последних они спросили: “Что это такое?”. “Союз между человеком и животным”, - ответили мы. Конечно, мы перегнули палку и сделали это специально! Нам нужно было перетянуть внимание именно на эту проблему и отвлечь всех от идеи, связанной с запретом абортов. Тогда у нас все получилось.
Наверное, с подобной целью эта инициатива прозвучала именно сейчас, в январе, когда повсеместно выросли тарифы на коммунальные услуги. А чтобы легализовать многоженство, нужно изменить государственный строй и сделать Казахстан исламской республикой. Только что от страны тогда останется...
Анна КУДИЯРОВА, директор Института психоанализа Центральной Азии, психоаналитик:

- Сколько в нашем обществе агашек, имеющих сразу несколько жен? Максимум сто или двести. Следовательно, подобный закон может быть создан только в угоду им. Не думаю, что человек, позволяющий себе высказывания о многоженстве, - психотик, который не тестирует реальность. Он прекрасно понимает, что хода назад нет, мы живем по другим правилам и законам. А говорит он об этом, зная, что все мы любим заглядывать в чужие спальни и штаны. И на этом легко сделать себе пиар. Наши чиновники и депутаты давно это поняли. Ведь когда они говорят про тех же самых геев и лесбиянок, они опять же суют нос под чье-то одеяло. Но в такие моменты всегда хочется спросить: “У нас нет других проблем?”
Мурат ТЕЛИБЕКОВ, руководитель Союза мусульман Казахстана:
- К сожалению, мы часто наблюдаем такую картину, когда государственные чиновники, действующие или бывшие, пытаясь заполнить пустоту в своей деятельности, начинают изощряться в придумывании каких-то бредовых идей. Причем они делают это так, чтобы не навлечь на себя гнев вышестоящего начальства и в то же время поднять свой рейтинг.
Для общества эта проблема совершенно неактуальна - людей не интересует многоженство, они заняты куда более насущными проблемами. Это все равно, что обсуждать проблему возможного пришествия инопланетян: как мы их встретим, какие мероприятия для них организуем, как проводим. Поэтому я расцениваю эту инициативу как очередную попытку отвлечь общество от действительно важных задач, которые должны решить наша власть и общество. Но в любом случае тема, которую мы обсуждаем, весьма деликатна, и государство не должно в нее вмешиваться. Невозможно урегулировать естественные инстинкты, связанные с продолжением рода человеческого.
- Как вы считаете, Марат Толибаев сделал это заявление с чьей-то подачи или это его личная инициатива?
- Учитывая, с какой завидной регулярностью звучат подобные предложения, можно предположить, что делается это по некой директиве сверху. Это планомерная информационная кампания, которую власть проводит с целью снижения социальной напряженности. Идет она давно, и периодически мы наблюдаем ее проявления.
Асия ХАЙРУЛЛИНА, председатель правления Лиги женщин творческой инициативы:
- Подобные заявления - это либо диагноз, либо безответственность. Это спонтанные рассуждения, которые напоминают пересуды на кухне. При этом слышит их вся страна, и не факт, что кто-то не воспримет это как руководство к действию. Ведь наши люди привыкли доверять власть имущим.
Сейчас, когда мы постоянно говорим об угрозе религиозного экстремизма, подобные высказывания особенно опасны. Бесправные союзы, когда в одном доме уживаются сразу несколько жен, слепо подчиняющихся мужу, - хорошая почва, на которой можно культивировать ортодоксальные идеи.
Я уже не говорю о том, что представители власти должны знать Конституцию страны, содержание всех конвенций по защите прав человека и не позволять себе высказываний, фактически демонстрирующих отсутствие правового образования. Да, в нашем обществе есть семьи, в которых мирно уживаются две-три жены, но эти единичные факты не должны становиться правилом для всех. Такое положение вещей разлагает институт семьи, сеет раздор. В таких семьях в любом случае будет разделение на первых и вторых. Что в этом хорошего?
Ни один закон не сможет урегулировать эту сферу. И самое главное - нам давно пора определиться: или мы интегрируемся в прогрессивное мировое сообщество, или же, взяв в руки молоточки, возвращаемся в пещеры. Когда звучат подобные разговоры, возникает ощущение, что мы выбираем второй путь.
Хусаин ВАЛИЕВ, сенатор:
- Наш менталитет стал абсолютно другим, он в достаточной мере европеизирован, поэтому, как мне кажется, обсуждать подобные вопросы просто некорректно. Есть интимная сторона жизни, которую не нужно выносить на всеобщее обсуждение. Если бы вы сейчас мне не позвонили, я бы и не знал о том, что сказал Толибаев. Меня эта тема вообще не интересует. Если что-то подобное попадается на страницах газеты, я этот материал игнорирую и читаю следующий.
- Почему же тогда ваши коллеги так любят обсуждать эту тему?
- Мне сложно отвечать за других. Многих из них я знаю лично и никогда ничего странного за ними не замечал. А высказываться на любые темы человеку не запретишь. У каждого свое миропонимание и понимание жизни.
- Многие говорят, что подобные разговоры появляются в тот момент, когда внимание масс нужно отвлечь от каких-то серьезных проблем, существующих в обществе...
- На самом деле это не так. Не стоит обращать на подобные высказывания столь пристального внимания. Я скажу прямо: ни я, ни мои коллеги не воспринимают их всерьез.

Оксана АКУЛОВА,фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА,  рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть