Кончай психовать!
Павлодарцы постоянно подвергаются риску быть застреленными или задавленными каким-нибудь пациентом психоневрологического диспансера - правоохранительные органы уже три месяца не могут отобрать водительские права и право на ношение оружия у трех десятков жителей области, страдающих серьезными психическими расстройствами.
В сентябре прошлого года пресс-секретарь департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Павлодарской области Самал АХМЕДЬЯНОВА сообщила: аналитическое подразделение департамента выявило, что за 2011 и 2012 годы 24 человека с тяжелыми формами психоневрологических заболеваний, состоящие на учете в областном психоневрологическом диспансере (ОПНД), получили водительские удостоверения, а еще семеро - право на ношение оружия. Диагнозы у новоявленных водителей и вооруженных сограждан впечатляли: невротические расстройства, умственная отсталость, органические психические расстройства, употребление каннабиноидов. Сразу после обнародования этой информации финансовая полиция направила материалы проверки в прокуратуру с ходатайством лишить душевнобольных людей водительских удостоверений и в департамент внутренних дел для возбуждения уголовных дел.
Надо сказать, наличие психов за рулем для нас открытием не стало: мы убедились, что в областном психоневрологическом диспансере в мгновение ока могут душевнобольного превратить в здорового, и наоборот. На протяжении целого года героем публикаций нашей газеты был главарь нескольких преступных групп Ерик ТАСЫБАЕВ, который всякий раз, как начинался очередной суд по его многочисленным злодеяниям - изнасилованиям, грабежам, разбоям, представлял справку из павлодарского ОПНД о своем психическом нездоровье. В остальное время он оказывался абсолютно здоров. К примеру, в 2008 году, будучи обвиняемым в краже и грабеже, Тасыбаев принес справку из ОПНД, что “страдает хроническим психическим заболеванием в виде органического поражения центральной нервной системы сложного генеза…”. Зато в 2009 году в управление дорожной полиции Павлодарской области он предоставил справку от 10.9.2009 г. о прохождении медосмотра, в которой имеются заключения “Здоров” и “На учете не состоит” из того же ОПНД. Тогда он был признан годным к управлению автомобилем категории В и стал менять дорогие машины как перчатки. А в феврале 2011 года, после того как созданная им банда расстреляла в Павлодаре валютчика, Тасыбаев предоставил справку, подписанную врачом павлодарского областного психоневрологического диспансера Александром ЛОБОДЕНКО, о своей полной невменяемости. В ней было сказано, что болезнь неизлечима и состояние Тасыбаева с годами только ухудшается: “Степень психических нарушений значительно выражена, хроническое психическое заболевание имеет прогрессирующий тип течения... Больной не может давать показания, участвовать в предварительном следствии и суде, содержаться в СИЗО, ИВС и отбывать наказание в исправительной колонии”. Как добывал справки из ОПНД о своем психическом здоровье и нездоровье наш герой Тасыбаев, правоохранительные органы так и не заинтересовало.
Получив материалы дел на 31 выявленного финполом пациента психдиспансера, департамент внутренних дел возбудил уголовные дела по поводу поддельных документов. Прошел месяц. В октябре на брифинге в областной прокуратуре на заданный вопрос: “Подготовлен ли иск в суд об отзыве водительских прав и разрешений на ношение оружия у лиц, которые состоят на учете и не должны были их получить” - прокуроры ответили, что ожидают из ДВД результаты экспертиз по подделке документов.
Прошло еще два месяца. В конце ушедшего года, отвечая на наш новый запрос, заместитель прокурора области старший советник юстиции Куат АРТЫКБАЕВ снова сообщил: прокуратура по-прежнему ждет от ДВД результатов экспертиз. В свою очередь начальник следственного управления ДВД полковник полиции К. НУРМАГАМБЕТОВ и начальник управления дознания полковник полиции Ж. ЖАРКЕНОВ хором ответили, что “по вышеуказанным уголовным делам проводятся все необходимые следственные действия, а также сбор необходимого материала для назначения судебных экспертиз”.
То есть сегодня, спустя более чем три месяца после того, как стало известно, что психбольные и умственно отсталые люди вполне себе законно могут гонять (и скорее всего гоняют!) на машинах и ходить с оружием в руках, полиция никак не сподобится собрать некие загадочные материалы, необходимые для назначения экспертизы, чтобы все это пресечь и оградить граждан от беды! Надо ли говорить, что проведение экспертизы, если она когда-нибудь наконец будет назначена, тоже дело не скорое. А ведь в ходатайстве финпола четко прозвучало, что в данном случае речь идет “об осуществлении защиты общественных и государственных интересов”.
Ольга ВОРОНЬКО, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Павлодар