3809

Парковки.net

Алматинские автолюбители могут облегченно выдохнуть: срок запуска платных парковок снова сдвинулся, на этот раз до первого квартала 2014 года. На вопрос, заработает ли ноу-хау к тому времени, чиновники предсказуемо рапортуют: “Обязательно!”. Правда, как уже продемонстрировал этот многострадальный проект, на деле все может оказаться совсем не так. 

Эпопея со строительством в Алматы платных парковок началась больше года назад. В июле 2012 года прошел тендер, победителями которого стали две компании. На работы по установке в городе терминалов для сбора денег и всего необходимого оборудования им отводилось пять месяцев. Первоначальный срок сдачи проекта сейчас выглядит смешно - январь 2013 года. Постепенно эта дата сдвигалась. Но летом этого года, когда в городе на пересечении улиц Казыбек би и Фурманова наконец-то появилась первая полностью оборудованная парковка, было объявлено, что паркинги нового поколения заработают в августе. Тогда городские власти даже устроили презентацию своего ноу-хау и не без гордости рассказывали о том, какой цивилизованной скоро станет парковка в Алматы. Прошло лето, началась осень, и, к радости автовладельцев, громкий проект по-тихому продолжал пробуксовывать. Сначала было объявлено, что все недоделки устранят до конца ноября, а сейчас и вовсе появилась дата - первый квартал 2014 года. Ее нам сообщил заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата города Алматы Эльдар КИЛЬДИБАЕВ (на снимке).

- Эльдар Замилович, как известно, стоимость парковки определена в сто тенге в час. Ваши коллеги, объясняя, почему была выбрана именно эта сумма, ссылались на международный опыт: мол, примерно столько же парковка стоит в Лондоне и других мировых столицах. А вы сравнивали уровень жизни и среднюю заработную плату в Алматы и этих городах?
- Расценки везде разные, в Москве, например, они доходят до шестисот тенге в час, но они для нас - не показатель. Мы брали среднюю цену на эту услугу в Алматы: смотрели, сколько она стоит возле торговых центров, в аэропорту, учитывали и работу сотрудников ГКП “Алматыпаркинг”, которым граждане добровольно платят 50 тенге. Основываясь на этих цифрах, мы вывели среднюю стоимость - 100 тенге. По правилам цена не должна превышать эту сумму, но она может быть и меньше - 50 или 80 тенге. Ее будет устанавливать оператор проекта, тот, кто вкладывает деньги в эту систему.
- Вы думаете, это возможно?
- Конечно. Недавно я разговаривал с одним из них, и он сказал: “Мне выгоднее сделать цену ниже, тогда я буду получать стопроцентную оплату”. Но говорить о каких-то конкретных цифрах пока рано. Между прочим, вопросы, касающиеся платных парковок, задают только представители СМИ, людей они не интересуют. У нас есть веб-сайт, на который приходят тысячи обращений граждан, но там нет ни одного, касающегося этой темы.
- Вы искренне считаете, что большинство алматинцев вполне устраивает эта ситуация и они готовы платить?
- Мы же не устанавливаем парковки в спальных районах. И не предполагается, что кто-то будет платить за нее возле своего дома.
- А разве в центре города, где они появятся, люди не живут?
- Мы оборудуем коммерческий центр, те участки, на которых находятся офисные здания, и не берем квадрат улиц, а только магистральные дороги.
Правда, тут же наш собеседник упомянул, что “…вопрос о стоимости услуги для жителей данных микроучастков сейчас прорабатывается…”. Получается, что люди там все-таки живут, и им в первую очередь придется вкусить все прелести борьбы с хаотичной парковкой. Но Кильдибаев тут же поспешил успокоить: не нужно будет платить с восьми вечера до восьми утра. А вот во все остальное время, впрочем, как и в выходные, придется отстегивать по полной программе, потому что “пока рано говорить о стоимости парковки для жителей этих участков и для всего остального населения, ведь проект еще не заработал”, - подытожил чиновник.
- Многие ли хотели принять участие в этом проекте?
- Изначально заявки подали три компании, но одна из них просто не пришла на конкурс, остались две, которые сейчас и работают. Никто больше не захотел вкладывать деньги в проект. Так что разговоры о том, что кто-то назначил своих людей, пролоббировал чьи-то интересы, - абсолютная глупость. Даже эти компании взялись за реализацию лишь 30 процентов общего количества парковочных мест - они оборудуют 42 участка, а всего их будет 155. Пока мы не получили обращения ни от одного бизнесмена, который бы в дальнейшем хотел поучаствовать в этом проекте. Если желающие так и не появятся, будем создавать муниципальные парковки, которыми будет управлять государство.
- Какой все-таки процент от своей прибыли операторы этого проекта будут отчислять в бюджет города? Звучали разные цифры: то 10, то 20 процентов.
- Два часа работы одного парковочного места будет уходить в доход государства, это 20 процентов. Плюс к этому компании будут платить за аренду земли, они уже заключили договор с управлением коммунального хозяйства Алматы. Поверьте, у них немало расходов, и к ним предъявляются жесткие требования.
- Сколько они будут платить за аренду земли?
- Эта сумма регламентируется Земельным кодексом РК. Не могу сказать точно, мы этим не занимаемся.
- Куда в таком случае денутся представители ГКП “Алматыпаркинг” - живой платной парковки?
- Пока они продолжают работать. Их основная задача - упорядочивание парковки вдоль дорог. Если сейчас хотя бы на неделю убрать их с дороги - один раз такое уже было, вы увидите, какой хаос начнется на наших улицах. На том участке, где сотрудник “Алматыпаркинга” ставил 15 машин, будет припарковано всего пять. Куда денутся остальные? Их загонят на газоны, во дворы, на тротуары. “Алматыпаркинг” полностью государственная структура, и средства, которые она собирает, идут на очистку подземных переходов и содержание шести штрафных стоянок, которые действуют в Алматы. На эти цели деньги из бюджета не выделяются. У нас все привыкли обвинять во всем госорганы, но я могу выйти в город и показать лицо наших граждан, которые ставят свои машины где попало и считают это нормой. Почему-то никто не говорит о том, как безответственно они относятся к окружающей среде и благоустройству города. Всегда проще найти нескольких чиновников и во всем их обвинить.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее