Дорогое удовольствие
Две недавние катастрофы самолетов компаний “Татарстан” и “Мозамбик Эйрлайнс” показали: никто не застрахован от трагедии, даже авиаперевозчики, прошедшие строгий международный аудит. Казахстанские компании тоже вскоре ожидает серьезная ревизия западных экспертов. Но поможет ли она предотвратить инциденты в небе?
25 февраля этого года правительство республики утвердило новые правила допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок. Помимо прочих условий казахстанских перевозчиков в обязательном порядке заставили проходить аудит безопасности IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Разработчики правил посчитали, что это сделает нашу гражданскую авиацию более надежной. И хотя ИАТА по сути является общественной организацией, наш Минтранском готов признать итоги ее аудита. Вот что по этому поводу нам сообщил руководитель управления летной эксплуатации Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций Берик АСАНОВ:
“На 1 ноября 2013 года рейтинг безопасности полетов у авиакомпаний, прошедших аудит IOSA, в 4,3 раза выше, чем у авиакомпаний, не прошедших этот аудит (0,96 катастрофы против 4,11 на 1 млн. полетов).
На сегодняшний день аудит IOSA прошли 387 авиакомпаний по всему миру, из них 24 - стран СНГ. Во-первых, аудит IOSA охватывает больше факторов, чем безопасность полетов, включая качество обслуживания пассажиров. Аудит IOSA необходим для заключения интерлайн-соглашений, т.е. авиакомпании, не прошедшие аудит, не могут продавать билеты за границей для полетов внутри Казахстана.
Во-вторых, прохождение аудита IOSA дает ряд преимуществ авиакомпаниям, значение которых трудно переоценить. Пройдя данный аудит, авиакомпания подтверждает членство в ИАТА, что является бесспорным доказательством соответствия деятельности авиакомпании мировым стандартам.
Сертификат IOSA - это своего рода залог доверия не только для авиаперевозчиков, но и свидетельство для пассажиров, что они летают авиакомпанией, соответствующей международным стандартам.
В то же время сертификат IOSA повышает имидж и рейтинг компаний, что позволит ей привлечь дополнительных пассажиров, особенно при продаже билетов иностранным гражданам”.
Поскольку аудит IOSA - дорогое удовольствие, мы поинтересовались в КГА: а не придется ли авиакомпаниям повышать цены на авиабилеты? В ответ Берик Асанов заверяет: стоимость аудита на два года составляет около 300 тыс. долларов. Сюда входят все расходы: приезд специалистов для проведения аудита, унификация документации авиакомпаний международным требованиям, обучение и подготовка персонала. Цель аудита, подчеркивает чиновник в своем сообщении, не просто провести мониторинг и выявить нарушения, а прежде всего помочь авиакомпании повысить уровень безопасности и качество обслуживания пассажиров, подтвердив сертификатом IOSA.
Берик Асанов подсчитал: если исходить из того, что авиакомпания в течение двух лет выполняет в среднем в день 20 рейсов по 80 пассажиров в каждом, то удорожание билетов составит всего 40 тенге.
При этом повторный аудит, то есть через два года, обойдется авиакомпании в разы дешевле, так как основная консультативная часть работы будет выполнена в рамках первого аудита.
Нововведение в первую очередь коснется отечественных авиакомпаний, которые выполняют регулярные рейсы. В Казахстане их пока пять, а ведущими считаются три - “Эйр Астана”, SCAT и “Бек Эйр”. Первый перевозчик аудит IOSA проходит давно, а посему ничего в его деятельности в связи с нововведением не изменится. А двум другим придется поднатужиться.
Как сообщили нам в PR-отделе SCAT, авиакомпания поддерживает решение КГА о сертификации стандартам IOSA.
“Наличие сертификата IOSA у авиакомпании является одним из пунктов при подписании интерлайн-соглашений. Аудит IOSA - действительно достаточно затратная процедура, но это никак не отразится на стоимости авиабилетов нашей компании”, - ответили на наш запрос пиарщики SCAT.
Компания вовсю готовится к прохождению аудита. Уже проведены организационные мероприятия, определена рабочая группа, проработаны проекты документов, определена и привлечена консультирующая организация. Специалисты авиакомпании прошли обучение на внутренних аудиторов и аудиторов IOSA и получили сертификаты ИАТА.
В сентябре этого года компания прошла анализ недочетов, а в настоящий момент проходит “фазу корректирующих действий”. В сентябре 2014-го SCAT пройдет пробный аудит, а прохождение полной ревизии запланировано на октябрь-ноябрь того же года.
В “Бек Эйр” тоже начали работу по сертификации, но там несколько иные расчеты по затратам, чем у чиновников.
- Мы наняли одну западную консалтинговую компанию, которая проводит анализ деятельности авиакомпании. Им мы уже заплатили около 25 тыс. долларов, - рассказывает председатель правления “Бек Эйр” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ. - Позже с этой компанией будем готовить документы под аудит, а это еще порядка 160 тыс. долларов. После этого мы будем заключать договор с одной из восьми аудиторских компаний, которые одобрены самой ИАТА. Каждый аудит стоит порядка 75 тыс. долларов. Но нас предупредили, чтобы мы не настраивались получить сертификат с первого раза. Обычно нужно пробовать 3-5 раз, и каждый раз платить. А когда пригласим группу аудиторов, 8-10 человек, мы им должны обеспечить перелет с разных концов мира первым классом, проживание в пятизвездочной гостинице, питание и прочие расходы. В итоге стоимость аудита составит примерно 800 тыс. долларов.
- Эти траты лягут на плечи пассажиров?
- Эта сумма обязательно войдет в тариф.
- Нас уверяют: перевозчики, прошедшие аудит IOSA, являются самыми безопасными, на их долю приходится минимальное количество авиационных катастроф.
- Мы провели небольшой анализ и подняли статистику всех катастроф, которые произошли начиная с 1999 года по сей день. Мы не считали лишь малую авиацию, катастрофы с вертолетами и аварии без жертв. Так вот, за это время в мире произошло 69 катастроф. Из них 39, или 56,5 процента, - с авиакомпаниями, которые прошли аудит IOSA! Еще 24, или 34,8 процента, - с перевозчиками, которые не проходили аудит. Ну и еще 6 случаев с теми, кому не нужен аудит, например, некоммерческая и военная авиация.
Взять даже две последние катастрофы самолетов - авиакомпаний “Татарстан” 17 ноября и “Мозамбик Эйрлайнс” 30 ноября. Обе прошли аудит IOSA. Так что перед богом все равны.
Помимо всего прочего аудит IOSA проходит всего раз в два года. За это время в любой авиакомпании много чего может произойти.
Между тем КГА должен вести постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов. Ведь участники рынка - авиакомпании, аэропорты - платят налоги. Мы считаем, что на эти деньги нашим чиновникам вполне можно нанять нормальных специалистов, обучить их, чтобы они сами постоянно осуществляли надзор в авиации. А аудит IOSA можно было сделать добровольным, - заключил г-н Жумасултанов.
Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Вместо P.S. Рядовому пассажиру, по большому счету, все равно: есть у авиакомпании бумажка о прохождении аудита IOSA или нет. Ведь не в этой формальности дело. Главное - чтобы мы были уверены в надежности и безопасности наших перевозчиков. А над этим еще предстоит много поработать как самим компаниям, так и чиновникам. Недавняя череда инцидентов и неприятностей в небе с самолетами отечественных компаний, включая случаи поломок двигателей, - красноречивое тому подтверждение (в частности, см. “А мне летать... неохота!”, “Время” от 12.11.2013 г.).