4658

Мы - из большинства!

Несколько крупных туроператоров страны приняли окончательное решение выйти из Казахстанской туристской ассоциации (КТА). Они утверждают: на рынке авиаперевозок нет дефицита и ажиотаж вокруг этого нагнетался искусственно.

Напомним, на прошлой неделе в интервью нашей газете, а позже - на пресс-конференции в Алматы глава КТА Рашида ШАЙКЕНОВА (на снимке) раскритиковала поправки в Закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”, которые поставили крест на всех иностранных чартерных рейсах в Казахстан. Рашида Рашидовна высказала опасение, что из-за этого авиакомпания SCAT, которая фактически осталась монополистом на рынке чартерных перевозок, не сможет удовлетворить потребности рынка. А одному из туроператоров, который попытался составить конкуренцию SCAT и взять в лизинг самолет в Турции, авиационные власти Казахстана не дали “добро” (см. “Чартер ногу сломит”, “Время” от 20.11.2013 г.). После этого несколько крупных туроператоров заявили, что намерены выйти из КТА. Почему - мы поговорили с коммерческим директором компании “Казтур” Салтанат ОМАРОВОЙ (на снимке справа).
- Салтанат, вы и ряд других турфирм приняли окончательное решение выйти из КТА?
- Да, это уже решено. Сначала мы предложили выбор Рашиде Шайкеновой: либо она опровергает информацию, распространенную на пресс-конференции и в СМИ, либо мы покинем ассоциацию. Устно она уже нам ответила, что ничего не опровергнет. Поэтому сейчас мы подписываем общее письмо о выходе из КТА.
- О каких компаниях идет речь?
- Выходят “Казтур”, “Тезтур”, Кompas Tourр, “Саят тур”, “Тревелсистем”. Заявил о выходе из КТА туроператор “Жанар Трэвел” в Караганде и ряд других компаний из Астаны и Караганды.
- Я правильно понимаю, что все эти компании сотрудничают со SCAT?
- Нет, не все. Некоторые из них сотрудничали и будут сотрудничать с авиакомпаниями Turkish Airlines и LUK Aero.
- Рашида Шайкенова предъявляла претензии авиационным властям и депутатам, которые приняли закон о запрете иностранных чартеров. Вас, членов КТА, критика не касалась...
- Дело в том, что КТА выступила в защиту, по сути, одного туроператора, которому не разрешили взять в Турции самолет в мокрый лизинг (вместе с экипажем. - В. Б.). Причем эта компания стала членом КТА совсем недавно. У нас по этой ситуации не единожды были встречи в ассоциации, где мы высказывали свои мнения. Но мнение компаний, которые занимают 70 процентов туристического рынка, не было учтено. КТА выступила, по сути, в защиту одной компании, при этом искажая факты состояния туристического рынка. Мы против того, чтобы для решения проблемы одного изменяли закон о запрете иностранных чартеров, как предлагала Шайкенова. Ведь это может повлиять на безопасность туристов, а также на развитие туризма в целом.
- Рашида Рашидовна говорила: даже если есть проблемы у одной компании, она как глава ассоциации ее тоже обязана защищать.
- Насколько я располагаю информацией, и это было озвучено на пресс-конференции представителем КГА, все, что требуется от этой компании, - зарегистрировать самолет в Казахстане, перекрасить его, провести валидацию экипажа на предмет соответствия законам Казахстана. То есть то, что делают все перевозчики страны. Требования ко всем одинаковые и должны соблюдаться. Никто никому не запрещает летать, никто не ограничивает конкуренцию.
Что касается дефицита бортов и увеличения цен на рынке. Если вы ко мне сегодня обратитесь как турист, я вам предложу туры от 300 долларов или авиабилеты за 200 долларов. Так что никакого дефицита нет.
- Дефицита, может, и нет. Но нет и конкуренции. Получается, если я боюсь лететь на отдых чартерами SCAT, то должен просто сидеть дома или покупать билеты на регулярные рейсы, которые порой в разы дороже. Разве у потребителя не должно быть выбора и по чартерным перевозчикам?
- Да, мы должны иметь выбор. И этот выбор был раньше и будет в дальнейшем. Помимо авиакомпании SCAT летали и заявляют о своих планах летать дальше Turkish Airlines, LUK Aero, в Западном Казахстане - “Бек Эйр”, “Инвест Авиа”. И это только в Турцию.
Не нужно думать, что туроператоры работают только с чартерами. Есть такие, кто имеет блоки мест на регулярных рейсах и предлагает туры по очень выгодной цене. При этом мы можем быть уверенными, что при регулярных рейсах наши туристы не рискуют остаться в чужой стране, как это было с обанкротившейся турецкой авиакомпанией Sky Airlines. Я также уверена, что в ближайшее время появятся новые игроки на чартерных маршрутах. Они дадут свои интересные предложения, и рынок продолжит развиваться.
- Рашида Рашидовна никогда не давала повода усомниться в ее профессионализме. Например, когда этим летом после краха Sky Airlines был принят закон о запрете иностранных чартеров, она вместе со СМИ подняла тревогу и добилась-таки отсрочки действия закона до 1 октября.
- Да, закон был принят в середине сезона, и мы сами придерживались мнения о том, что иностранцам необходимо отлетать по всем имевшимся на тот момент чартерным маршрутам, чтобы не создавать еще большей проблемы. Насколько мне известно, к этому вопросу тогда подключался и комитет по туризму Министерства индустрии и новых технологий. Сами туроператоры нанимали юристов и писали письма в гос­органы. Чиновники понимали, что у многих казахстанцев сорвутся отпуска, поэтому они сами пошли на компромисс.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть