Дорожный просвет
В стране до сих пор не утихают страсти вокруг заседания правительства 11 октября 2013 года, на котором Нурсултан НАЗАРБАЕВ вскрыл массу недочетов в работе исполнительной власти. Критике подверглись целые министерства и их руководители, перед ними был поставлен ряд новых задач. Наша газета решила выяснить, как госорганы исправляют свои ошибки и справляются с заданиями президента.
Выждав целый месяц - срок вполне солидный, 8 ноября мы разослали официальные запросы во все министерства страны на имя их первых руководителей. В них был одинаковый для всех единственный вопрос: как вы отреагировали на критику главы государства и что конкретно сделало ваше министерство для выполнения поручений президента?
Несколько пресс-секретарей ведомств вскоре сообщили нам: мол, на днях их шеф будет давать брифинг в службе центральных коммуникаций при президенте, на котором и отчитается перед журналистами о проделанной и грядущей работе. Спикеры других министерств в телефонном разговоре заявили: их шефов президент не критиковал, а посему отвечать им нечего. Правда, в письменном виде прислать такой ответ не дерзнули.
А еще часть министерств поймала тишину: не звонят, не пишут. Хотя по Закону “О СМИ” журналисты должны получить ответ на свой запрос в течение трех дней.
Впрочем, нашлись и те, кто ответил подробно и своевременно. Нашим читателям наверняка будет интересно узнать, над чем же сейчас усиленно трудятся слуги народа от исполнительной власти.
Поскольку на том памятном октябрьском совещании много говорилось о высокой смертности в ДТП, сразу три ведомства отчитались по дорожной тематике.
Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) намеревается внедрять новые технологии и материалы для повышения качества дорожно-строительных работ. Для этого МТК, в частности, исследует мосты в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях, построенные с применением монолитных железобетонных конструкций. Эта технология отрабатывается в тестовом режиме в рамках строительства коридора Западная Европа - Западный Китай. Если опыт будет признан положительным, МТК примет решение о массовом применении этой технологии и в других проектах по строительству дорог.
В целом министерство проводит исследования более чем на 40 опытных участках дорог. И есть определенные результаты. Так, уже стали применять технологии щебеночно-мастичного асфальтобетона, защищающие покрытие автотрасс от образования колеи и трещин. Металлические малые мосты и трубы водостока сокращают сроки строительства и расход материалов на 15 процентов. Геосинтетические материалы повышают надежность конструкций. А цементобетонное покрытие обеспечивает долговечность и прочность покрытия.
До 2015 года в широкое производство МТК планирует внедрить в общей сложности 10 новых технологий и материалов, а также разработать и утвердить новый альбом типовых конструкций дорожной одежды с учетом климатических особенностей регионов Казахстана.
Кроме того, МТК проводит комиссионные проверки качества строительных дорожных работ, которые ведутся за счет бюджетных средств.
Наряду с этим транспортное ведомство предпринимает меры для обеспечения безопасности на автодорогах республиканского значения. Например, для предотвращения выезда водителей на встречку на самых опасных и перегруженных участках дорог возводятся разделительные ограждения. К 2020 году протяженность таких автодорог 1-й технической категории достигнет 4,5 тыс. км, а автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии - 20 тыс. км, или 89 процентов.
Для снижения риска ДТП магистральные дороги строятся в обход крупных населенных пунктов (в объезд Тараза, Актобе, Астаны, Шымкента, Сарканда). Для беспрепятственного перехода животных и проезда сельхозтехники в проектах предусматривается строительство скотопрогонов и сквозных проездов.
Что касается оперативных мер, то министерство внедряет систему экстренного вызова при авариях и катастрофах, ужесточает требования к перевозке опасных грузов, а также вводит электронную диспетчеризацию пассажирских перевозок, которая позволит не допускать нарушения скоростного режима автобусами и обеспечит соблюдение маршрута перевозок.
Не оставило без внимания наш запрос и Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Его глава Владимир БОЖКО рассказал: с критикой в адрес МЧС президент выступил еще раньше - 23 января 2013 года, и касалась она количества проверок малого и среднего бизнеса.
С тех пор министерство снижает административное давление на бизнес. В частности, МЧС сократило 168 выдаваемых разрешительных документов из 199. Пять процедур перевело на уведомительный характер. Количество разрешительных документов в области пожарной безопасности сократилось в 5 раз. Исключена необходимость получения предпринимателями заключений противопожарной службы по 20 из 21 лицензируемого вида деятельности, что привело к сокращению инициативных обращений предпринимателей на 41 процент.
МЧС констатирует: в 2013 году количество проведенных проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 48 процентов в области пожарной безопасности, вдвое - в области промышленной безопасности.
Кроме того, МЧС проводит работу по снижению числа внеплановых проверок. С начала 2013 года их количество по линии промышленной безопасности снизилось в 4 раза, по линии пожарной безопасности - в 3,5 раза.
Одновременно МЧС усилило профилактическую работу, что способствовало снижению за 10 месяцев этого года количества пожаров на 17 процентов, материального ущерба, причиненного ЧС, - на 14 процентов, травматизма на предприятиях - на 21 процент, гибели людей при пожарах - на 8 процентов.
Конечно же, МЧС ведет работу и по исполнению поручений президента, данных на расширенном заседании правительства 11 октября 2013 года. На нем, напомним, в частности, отмечалось: в прошлом году в ДТП погибли 2145 человек, в этом году - 2273.
Для оперативного оказания медицинской помощи пострадавшим МЧС на наиболее аварийно-опасных участках дорог создает трассовые медико-спасательные пункты. На каждом из них работают пять человек, они оснащены транспортом с современным медоборудованием и спасательным инструментом для разблокировки пострадавших в автомобилях.
Сейчас экстренную медпомощь уже оказывают 12 трассовых пунктов. До конца года их будет 14, в 2014 году введут еще 14. С момента открытия этих пунктов и по состоянию на 1 октября бригады совершили более 937 выездов на ДТП, помощь получили 2418 пострадавших. Госпитализировано 899 человек.
В реагировании на ДТП также задействованы вертолеты МЧС. Сейчас в санитарной авиации используют 12 машин, до конца года МЧС получит еще 4 “еврокоптера”.
В свою очередь глава комитета административной полиции МВД Игорь ЛЕПЕХА, напомнив, что президент выразил недовольство в связи с большим числом погибших в ДТП, в том числе по вине водителей в нетрезвом состоянии, сообщил “Времени”: для сокращения аварий и снижения тяжести их последствий в Казахстане с 21 по 27 октября прошла отработка “Безопасная дорога”. За указанную неделю полиция пресекла свыше 54 тыс. нарушений ПДД, из них 1,3 тыс. связано с управлением автотранспортом в состоянии опьянения. Всего же с начала года выявлено более 2,9 млн. нарушений ПДД, задержано 40 тыс. пьяных водителей.
МВД также усиливает контроль за перевозками пассажиров. Сейчас совместно с Минтранскомом полицейское ведомство проводит рейды по выявлению нелегальных перевозчиков.
Кроме того, в МВД прорабатывают вопрос обеспечения сотрудников патрульной полиции алкотестерами. Это поможет оперативно выявлять пьяных водителей, в том числе вдали от населенных пунктов, а также значительно снизить время на проведение освидетельствования таких нарушителей.
Более того, пишет г-н Лепеха, в проекте нового УК грубые нарушения ПДД переводятся в разряд уголовных проступков, соответственно, и наказания за них будут ужесточены. Пьяные водители будут подвергаться штрафу в размере до 500 МРП либо привлекаться к общественным работам до 300 часов, либо их арестуют на срок до 6 месяцев. А если такой водитель причинит кому-то вред средней тяжести, его накажут штрафом до 1000 МРП либо отправят на исправительные работы, либо ограничат или лишат свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 5 лет. А в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего либо его смерти водителю будет грозить срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 10 лет.
Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
P.S. Ответы других министерств на наши запросы мы рассчитываем опубликовать в ближайших номерах газеты.