Уик-энд с “посиделками”
В минувший четверг в мажилисе был представлен последний из трех основополагающих документов уголовного законодательства страны - проект нового Уголовно-исполнительного кодекса (о проектах Уголовногои Уголовно-процессуального кодексов см. “Генпрокуратура о новом УК: Беспощаден к олигархам, милостив к уязвимым” и “Здесь каждый правый имеет право”, “Время” от 26.10. и 2.11.2013 г.). С основными положениями будущего УИК депутатов ознакомил Амантай КУРЕНБЕКОВ (на верхнем снимке) - замглавы МВД, в ведении которого находятся места лишения свободы осужденных. Послушав его, парламентарии и приглашенные правозащитники сошлись во мнении: предложенный вариант кодекса ухудшает положение заключенных.
Недовольство в зале мажилиса, где состоялось представление проекта, вызвало предлагаемое новшество о запрете посылок осужденным. Правозащитники возмутились: почему зэкам хотят запретить передавать даже нижнее и постельное белье? Как известно, постельные принадлежности “постояльцам” исправительных учреждений выдают всего два раза год, и качество их таково, что к концу положенного срока эксплуатации белья оно превращается чуть ли не в марлю или того хуже.
Замглавы МВД объяснил вводимый запрет тем, что, мол, в посылках родственники заключенных передают запрещенные предметы и портящиеся продукты, которые негде хранить. После этих слов вице-министра по залу прокатился недоуменный гул: а куда смотрят надзиратели и администрация колоний и тюрем?.. Но конкретного вопроса к докладчику почему-то не последовало.
А чтобы хоть как-то компенсировать запрет на посылки, разработчики проекта УИК предлагают увеличить размер денежной суммы, которую осужденный вправе потратить на свои нужды в течение месяца, в том числе на приобретение продуктов и товаров первой необходимости в магазинах при исправительных учреждениях. Кроме того, им разрешат телефонные переговоры с родными и близкими в течение всех положенных 15 минут. По нынешним же правилам они вправе говорить до 15 минут, а это может быть и 10, и одна минута. Еще одно немаловажное новшество предлагает МВД: осужденным предоставят право самим напрямую обращаться в суд по поводу перевода из закрытого учреждения в колонию-поселение. Ну и наконец, начальникам отрядов запретят налагать взыскания на осужденных или выписывать им поощрения. Ни для кого не секрет, что эти меры в местах лишения свободы поставлены со стороны “командиров” отрядов на коммерческую основу.
Но несмотря на эти послабления, проект нового УИК резко ухудшает положение осужденных, считает известный правозащитник Евгений ЖОВТИС (на снимке):
- Сейчас заключенные имеют право на краткосрочные свидания от двух до четырех часов. По проекту нового УИК это время сокращается до двух часов! Время длительных свиданий также сокращается с трех суток до двух! В колониях-поселениях сейчас свидания не ограничены, а новым кодексом их хотят лимитировать до одного раза в месяц. На выходные и в праздники осужденные могли уйти домой из колонии-поселения - новым кодексом им хотят ввести ограничение: с 9.00 до 18.00. Непонятен также запрет на религиозную литературу. Почему осужденные не могут читать Коран или Библию?
Но эти замечания и вопрос фактически повисли в воздухе - внятных пояснений и ответа со стороны докладчика не последовало...
К слову, проектом УИК вводится запрет и на наличие культовых сооружений на территории исправительных учреждений.
Еще одно новшество - введение системы поощрений и наказаний заключенных. По словам Амантая Куренбекова, нарушителям режима сократят свидания с родными и близкими и сумму денежных средств, которые они могут ежемесячно тратить. А вот за прилежное поведение, наоборот, увеличат - и свидания, и лимитированную сумму.
Поведение же осужденных предлагается классифицировать. Чтобы попасть в когорту “отличников”, необходимо наличие одного или нескольких поощрений, участие в самодеятельных культурно-полезных организациях и мероприятиях, отсутствие взысканий. При этом те, кто не допускал нарушений в течение трех и более месяцев, попадут в первую группу. Во вторую группу включат осужденных, у которых не было нарушений полгода и более, а в третью - если нарушения не зафиксированы на протяжении одного года и более.
Осужденных с отрицательной характеристикой также разделяют на три группы: те, кто допускает единичные случаи нарушения правопорядка; лица, которые совершают систематические нарушения; злостные нарушители.
- Это позволит нам более дифференцированно подойти к воспитательному процессу. В конечном итоге осужденный будет осознавать, что его судьба решается им же самим, - подчеркнул Куренбеков.
Он также сообщил, что предусмотрен поэтапный переход от отрядно-барачного содержания осужденных к камерному. В этом году, рассказал вице-министр МВД, планируется завершить реконструкцию двух исправительных учреждений с покамерным содержанием 1800 осужденных в Уральске и Кызылорде. Кроме того, сейчас решается вопрос о строительстве в рамках государственно-частного партнерства типового исправительного учреждения площадью 37 гектаров в Карагандинской области.
Наряду с этим МВД, отметил Куренбеков, планирует построить в 2015-2021 году 52 арестных дома, что обойдется госбюджету в более чем 65 млрд. тенге. Они будут предназначены для совершивших уголовные проступки, а также иностранцев и лиц без гражданства, ожидающих выдворения за пределы страны.
А следующее смелое новаторство авторов нового УИК, похоже, застало экспертов врасплох: предлагается ввести классификацию исправительных учреждений по степени их... безопасности. Так, колония-поселение будет считаться учреждением минимальной безопасности, колонии общего режима и для несовершеннолетних - средней безопасности, строгого режима - полной безопасности, особого режима - максимальной безопасности, тюрьма - чрезвычайной безопасности, а следственные изоляторы и учреждения с изолированными участками - смешанной безопасности.
Ну и для полноты картины небольшая статистика. По данным МВД, сегодня в 76 исправительных учреждениях Казахстана содержатся около 43 тыс. осужденных, в том числе более 4300 - в семи учреждениях с покамерным содержанием. Кроме того, в 18 СИЗО нынче обитают 6983 следственно-арестованных.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана