18602

Кому я должен - всем прощаю, или Об особенностях национального доверительного управления

Бывший депутат мажилиса Еркин РАМАЗАНОВ (на снимке) пытается отсудить у своего доверительного управляющего - руководителя и крупного акционера зерновой компании АО “Холдинг Казэкспортастык” Руслана МОЛДАБЕКОВА - свою законно переданную в управление часть бизнеса, выраженную в акциях компании. По словам представителя истца в суде Жасулана АБИШЕВА, эта история началась в 1999 году. Кандидат в депутаты Еркин Рамазанов, согласно требованиям действующего законодательства, передает в доверительное управление пакет акций ЗАО “Казэкспортастык” и руководство этим предприятием своему воспитаннику и ставленнику Руслану Молдабекову. Молодой бухгалтер приглянулся ему своим старанием и преданностью. “Ереке, ты для меня старший брат, я тебя никогда не подставлю и не предам”, - так, по словам Жасулана Абишева, твердил Рамазанову на протяжении многих лет Руслан Молдабеков.

Итак, 29 ноября 1999 года Рамазанов подписывает договор доверительного управления, который заверяет нотариус Шолпан МУКАНОВА. В нем говорится: “Акцио­нер” передает, а “Доверительный собственник” принимает в доверительное управление пакет акций простых именных, номинальной стоимостью 2000 тенге, в количестве 5418 шт., на сумму 10 836 тыс. тенге (десять миллионов восемьсот тридцать шесть тысяч). “Доверительный собственник”, заключая настоящий договор, принимает на себя юридические последствия, вытекающие из оказываемого ему доверия. При осуществлении прав и исполнении обязанностей, вытекающих из договора, “Доверительный собственник” имеет исключительное право определять, какой способ его действия при осуществлении названных прав является наилучшим для выгодоприобретателя”.
- Сомнения стали закрадываться в душу Рамазанова еще во время его первого депутатского срока. По его завершении мой доверитель требует у Молдабекова отчета, - говорит Жасулан Абишев. - Последний всячески отклоняет эти требования, ссылаясь на всевозможные проблемы, и кормит обещаниями своего доверителя. Между тем Рамазанов вновь избирается в депутаты, уже 3-го созыва, потом переизбирается депутатом 4-го созыва. Во времена своего депутатства Рамазанов в открытую конфронтацию с Молдабековым не вступает.
- Как он мне объяснил, - продолжает Жасулан Абишев, - не хотел выносить сор из избы и марать депутатское звание, чтобы не выглядеть в глазах избирателей защитником только своих интересов, не хотел подрывать доверия своих избирателей и своей партии. И просто по-человечески не хотел причинять боль своему отцу за щедрым дастарханом, где не раз сиживал Руслан Молдабеков. Между тем встречи участников конфликта продолжались. Они обсуждали всевозможные варианты раздела имущества. Более того, продолжали общаться семьями. Близкие и родные, друзья даже и не подозревали об очень сложных отношениях “старшего и младшего братьев”.
Еркин Рамазанов проработал в парламенте 12 лет, и все эти годы не вмешивался в хозяйственную деятельность компании, - говорит Жасулан Абишев. - Два года назад, когда полномочия депутата истекли, мой доверитель решил воспользоваться ранее переданным в управление имуществом, однако Руслан Молдабеков ему в этом отказал. У них начались разбирательства.
И здесь его величество случай помог Рамазанову. Руководимый желанием скрыть конфликт­ную ситуацию, не спугнуть потенциального партнера в лице Европейского банка реконструкции и развития, к сделке с которым он готовился, Молдабеков предлагает решить проблему мирно, а главное -
тихо и без шума заключить соглашение, где он берет на себя обязательства выплатить денежные средства. Они заключают трехстороннее соглашение, гарантированное исполнение которого письменно подтверждает третье лицо - руководитель Зернового союза Казахстана, крупный бизнесмен Нурлан ТЛЕУБАЕВ.
Соглашение по просьбе Молдабекова во избежание огласки нотариус не регистрирует. Рамазанов подписывает его только потому, что верит гаранту. Нурлан Тлеубаев в бизнес-кругах пользуется большим авторитетом. Кратко его можно охарактеризовать как человека дела и слова. Около года г-н Молдабеков исправно выплачивает истцу причитающуюся сумму, но позже просто отказывается от выполнения своих обязательств.
Они вновь встречаются - акционер ЗАО “Каз-экспортас­тык” Рамазанов и уже участник списка “Форбcа”, Герой Труда, зерновой магнат Руслан Молдабеков. При этом стартовый капитал обоих был равным.
- Один 12 лет разрабатывал законопроекты в мажилисе парламента, другой управлял “с пристрастием” доверенным ему имуществом, - рассуждает Жасулан Абишев. - Однако договориться уже не получается. Уверовавший в свое финансовое могущество Молдабеков заявляет: “Хочешь - судись”.
Рамазанов принимает этот вызов, потому что выбора у него не остается. В расчете на выплаты по договору он берет в долг хозяйства, приобретает в кредит технику - одним словом, несет не только финансовую ответственность, но и моральную перед большим количеством сельских жителей, а ответить по обязательствам уже не может в силу того, что главный его должник уклоняется от уплаты долга.
Понимая, что только неоспоримые факты могут помочь восстановить справедливость, экс-депутат проводит свое расследование. Главное, нужно было найти ответ, куда делось имущество ЗАО “Казэкспортастык”, не на пустом же месте выросло акционерное общество “Холдинг Казэкспортастык”. Бывшему народному избраннику удалось выяснить много интересного. Как уверяет Жасулан Абишев, пока его доверитель заседал в мажилисе, г-н Молдабеков без какого-либо согласования с Еркином Рамазановым перерегистрировал компанию ЗАО “Казэкспортастык” (юридический адрес: Маркова, 32) в ТОО “Агропромышленная корпорация “Жер”. Вместе с вывеской сменился и адрес: фирма переехала на улицу Толе би, дом 73а.

Из приказа начальника управления юстиции Алматы С. АБДУЛЛАЕВА:
“Рассмотрев представленные 11.04.2000 года документы, проверенные на соответствие действующему законодательству главным специалистом П. Над­жаповым, приказываю: зарегистрировать товарищество с ограниченной ответственностью “Агропромышленная корпорация “Жер” и выдать свидетельство о государственной регистрации”.
- Рамазанов согласия на такое преобразование не давал. Но при этом имеется заверенная все тем же нотариусом Мукановой 29 ноября 1999 года копия договора доверительного управления долей в имуществе ТОО “Агропромышленная корпорация “Жер”, в которой указано: Рамазанов передает, а Молдабеков принимает в доверительное управление долю в имуществе. Однако нотариус официально отрицает, что заверяла этот договор. Получается, подделка? - продолжает юрист Абишев.
Нотариус Муканова прислала Рамазанову письмо, в котором заявляет, что в предъявленной ей ксерокопии договора доверительного управления долей в имуществе ТОО “Агропромышленная корпорация “Жер” ее подпись и печать подделаны.
“На Ваш устный запрос сообщаю, что мною договор доверительного управления долей в имуществе ТОО “Агропромышленная корпорация “Жер” от 29.11.1999 года, р. 1-1590 не удостоверялся и, соответственно, в моем реестре № 2 для регистрации нотариальных действий нотариуса, заведенного с 05.10.1999 года по 03.12.1999 года, такой записи нет. Моя удостоверительная надпись /штамп договора/ печать и подпись подделаны”.
Но, что еще интереснее, если сравнить даты соз­дания ТОО “АПК “Жер” 11.04.2000 г. и “выданной” доверенности от 29 ноября 1999 г., получается, мягко говоря, парадокс. Как можно дать доверенность на управление, если нет предмета управления? Тем временем, как предполагает Жасулан Абишев, с 1999 по 2004 год по заниженным ценам было продано имущество, принадлежащее ЗАО “Казэкспорт­астык”, ряду агропромышленных предприятий, расположенных в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях и совсем не чужих Руслану Молдабекову. Впоследствии эти предприятия стали новыми участниками АО “Холдинг Казэкспорт­астык”. Именно это, по мнению защиты Рамазанова, и предстоит им доказать в суде.
- Чтобы запутать следы, г-н Молдабеков часто менял юридические адреса ТОО “Агропромышленная корпорация “Жер”: сначала зарегистрировал фирму в Алматы, потом появился еще один адрес в Астане, позже - в Кокшетау. А 23 марта 2004 года на общем собрании участников этого ТОО принято решение о ликвидации предприятия. Решение от имени Еркина Рамазанова опять принял Руслан Молдабеков, - продолжает Жасулан Абишев. - Еркин Амануллинович - человек старой формации. Он до последнего пытался мирным путем решить все проблемы, не хотел свою фамилию пятнать громкими скандалами. Все надеялся, что Молдабеков выполнит свои обязательства. Точкой кипения стал развод супругов Молдабековых. 18 сентября этого года супруги Молдабековы срочно развелись, всего за одну неделю, - поясняет юрист Абишев.
- На фоне всего, что мы узнали о деятельности Молдабекова, я как юрист предполагаю, что за этим разводом кроется его большое желание уйти от многих-многих обязательств, и не только перед моим руководителем. Такой шаг, как бы он ни преподносился, меня очень настораживает. Своими опасениями я поделился с шефом.

25 сентября 2013 года в Есильском районном суде г. Астаны было возбуждено гражданское производство по исковому заявлению Еркина Рамазанова о взыскании долга с Руслана Молдабекова. Дело пока еще находится в стадии рассмотрения, исход его определит суд. Но сейчас ясно: скандал обещает быть громким. Предъявить иск номинанту списка “Форбса” - значит поставить под сомнение честное происхождение его капиталов. А это уже не шутки...

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы


Поделиться
Класснуть