Не вынес надзора
Бывшего помощника прокурора города Кызылорды Бауржана ЖАДИГЕРОВА (на снимке вверху) я случайно встретил в Астане, где был по редакционным делам. Он же ходил по высоким столичным кабинетам, чтобы доказать: из органов прокуратуры его уволили незаконно. Но даже в случае, если это ему удастся, вновь надевать прокурорский мундир младший советник юстиции Жадигеров не намерен.
По его словам, Бауржан начал службу инспектором налоговой полиции Кызылординской области в 1999 году, а нынешний прокурор Кызылорды Абдикарим АБДУЛЛАЕВ (на снимке справа) работал тогда зампрокурора Карбакчинского района. Как утверждает г-н Жадигеров, в те годы он порой вмешивался в ход расследования, не утверждал некоторые уголовные дела. Жадигеров доказывал свою правоту в областной прокуратуре, но открытого противостояния между ними не было. Через два года Жадигерова назначили помощником прокурора Жалагашского района - курировать следствие. За три года он дорос до старшего помощника прокурора Кызылорды, и в это же время прокурором города стал Абдикарим Абдуллаев.
- Он устраивал прилюдные выволочки, лепил выговор за выговором. Нервов хватило на девять месяцев - не выдержав, я подал рапорт об увольнении по собственному желанию, - рассказывает Бауржан Жадигеров.
Проведя год на вольных хлебах, Бауржан Жадигеров поехал в Актобе, где попал на прием к тогдашнему прокурору области Дастану САРТАЕВУ - и тот принял его на службу. Начав с нуля, Жадигеров дослужился до начальника отдела Актюбинской облпрокуратуры. Бауржан не скрывает: на Актюбинщине он мог подняться по карьерной лестнице еще выше, но в прошлом году отец попросил его вернуться домой.
- Я младший сын в семье, а родители уже в возрасте, - объясняет ситуацию собеседник. - Отказать им не смог и попросил прокурора Кызылординской области Сапарбека НУРПЕИСОВА помочь с трудоустройством. Свободной вакансией оказалась должность помощника прокурора города.
Сменив кресло начальника отдела областной прокуратуры на куда менее значимую должность, Жадигеров вернулся домой. И тут судьба вновь приготовила ему испытание: прокурором города опять стал Абдикарим Абдуллаев.
- Мне поручили курировать следствие. У меня семья, трое детей, но от работы я никогда не отлынивал. Порой до поздней ночи пахали и по выходным - у следователей-то немало дел - вот они, чтобы успеть в срок, нередко работают сутками. И нам, надзорному органу, тоже приходится засиживаться в кабинетах допоздна. Абдуллаев стал придираться: мол, рано домой ухожу. Я прямо сказал: шеф, если не устраиваю вас здесь - переведите на другую должность. Он отказал...
8 сентября 2013 года прокурор Жадигеров запомнит надолго: в этот воскресный день он вместе с супругой Жанной и пятилетним сыном поехал в гости к друзьям. Как утверждает Бауржан, был выходной, и он позволил себе выпить несколько рюмок водки. А когда собрались домой, попросил супругу сесть за руль.
- Имея профессиональные права, я редко езжу на машине - за рулем все время супруга... В общем, Жанна, по ее словам, поздно заметила перебегавшего через дорогу пешехода и, уходя от наезда, не справилась с машиной: выехав на встречную полосу, стукнула такси “ауди”. Жена в шоке, я ударился головой о лобовое стекло. Подбежал к такси, вижу - все, слава Аллаху, живы. Водитель цел, парень на переднем сиденье поцарапал руку, девчонка, сидевшая сзади, рассекла лоб. Минут через 15 приехали гаишники, к тому времени жена, поймав попутку, уехала домой. Я понимаю, что ей нужно было оставаться до выяснения всех обстоятельств, но думал, что сам во всем разберусь. Водитель “ауди” Ерлан ИСАНОВ спросил у меня: почему жена ушла, ты же пьяный? Может, она тоже пила за рулем? А Жанна вообще не употребляет спиртного.
По словам Бауржана, к тому времени на место ДТП приехал прокурор Абдуллаев и поручил дорожным полицейским освидетельствовать Жадигерова в наркологии.
- Я говорю: шеф, я же пассажир, супруга была за рулем. А он в ответ: нам нужно подтверждение, что ты пьяный. Позвольте, говорю, выходной день, я не при исполнении! Но, к сожалению, прокурор Абдуллаев мои доводы не услышал. А может, не захотел. Кстати, я случайно заметил, что свидетели ДТП объяснительные пишут на имя прокурора области, а не начальника областной дорожной полиции, как должно быть по закону, - говорит Жадигеров. - Абдуллаев 10 месяцев, как говорится, хавал меня без причин. А тут поймал “на месте преступления” - я выпил. Понимая, что спокойно после этого мне работать не дадут, утром в понедельник я поехал в прокуратуру области писать заявление по собственному. Оттуда заехал в поликлинику провериться -
нет ли травм после аварии. Врачи назначили курс лечения, но госпитализировать не успели: позвонив по сотке, меня вызвал к себе начальник отдела кадров областной прокуратуры.
Кадровики проводили его в кабинет прокурора области. Тот потребовал: напиши, как произошла авария. Однако эти объяснения, по словам самого Жадигерова, Сапарбека Нурпеисова не устроили.
- Прокурор области предложил написать, будто бы я был за рулем, и тогда он подпишет мое заявление (об увольнении. - Т. К.). Я отказался. Тогда г-н Нурпеисов выгнал меня из кабинета. В приемной я увидел помощника прокурора области по внутренней безопасности ТАРБАКОВА. Выяснилось, что за два дня он успел провести полное (!) служебное расследование и для вынесения решения недоставало лишь моего “чистосердечного признания”. Пребывая в расстроенных чувствах, я направился к выходу из здания прокуратуры, но стоявший там постовой внезапно скрутил мне руки и надел наручники. Я в шоке! Спрашиваю его: ты что творишь?! Отвечает: указание зампрокурора Руслана РАЙХАНОВА. Подбежал Абдуллаев, кричит постовому: немедленно сними наручники! - с трудом сдерживая эмоции, рассказывает Жадигеров.
В кабинете Райханова его поставили перед фактом: мол, вот показания дорожных полицейских, которые на место прибыли всего за 8 (!) секунд после вызова и видели тебя за рулем, а вот данные опроса свидетелей - все утверждают, что именно ты вышел с водительского места.
- Я выяснил, что врачи, назначив курс лечения, больничный не выписали. Заместитель главврача КИМ прямо сказала мне: была команда из облздрава вас не оформлять - иначе, мол, прокуратура всю поликлинику шерстить начнет. Когда начал изучать материалы ДТП, обратил внимание: гаишники трижды опросили потерпевшую Айзат ПАЗЫЛ, причем в отсутствие родителей - а девочка-то несовершеннолетняя! Она не раз говорила, что не видела, кто именно сидел за рулем. Есть показания таксиста, он утверждает: за рулем сидела женщина. Но их свидетельства к материалам дела почему-то не приобщили. Нет в суде показаний Айзат, где она говорит: двое сотрудников полиции вынудили ее оговорить меня - эту объяснительную она писала в присутствии родителей на имя прокурора области и начальника дорожной полиции. Все дело шито белыми нитками, я как прокурор с 15-летним стажем это ответственно заявляю. Я мужик, и если когда-нибудь сяду за руль пьяным, так у меня хватит смелости признаться в этом! - горячится Жадигеров.
11 сентября 2013 года прокурор Кызылординской области Сапарбек Нурпеисов подписал приказ об увольнении Жадигерова из органов прокуратуры по отрицательным мотивам. Одна из причин - он сел за руль подшофе. Но решение специализированного административного межрайонного суда Кызылорды о признании Жадигерова виновным в управлении машиной в нетрезвом состоянии судья Ш. КОЖАНТАЕВ огласил лишь 27 сентября!
- Получается, за 16 дней до вынесения решения суда в прокуратуре уже знали, что судья признает меня виновным?! Возможно, дело в том, что Кожантаев в прошлом - работник прокуратуры. Я, конечно, ничего не утверждаю, но, на мой взгляд, это наводит на вполне определенные мысли, - говорит Бауржан Жадигеров.
Апелляционные жалобы написали Жадигеров, Исанов и Айзат Пазыл. Они просили апелляционную коллегию областного суда наказать истинного виновника ДТП - Жанну Жадигерову, которая, по словам Бауржана, и сидела за рулем “тойоты-камри”. 12 октября апелляционная инстанция оставила решение административного суда без изменения.
- Все так быстро решили, видимо, потому, что 10 октября я оставил подробное заявление о произволе в суде и прокуратуре Кызылординской области на имя первого зампредседателя “Нур Отана” Бауржана БАЙБЕКА. Позже попал на прием к депутату мажилиса Рамазану САРПЕКОВУ, который уже на следующий день отправил запрос генпрокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ - разобраться объективно с моим увольнением. Не понаслышке знаю: когда звонят из Генеральной прокуратуры, мы стараемся в первую очередь прикрыть свою, простите, задницу, а уже потом думать о принятых решениях. Моим коллегам нужно было быстро заполучить нужное решение областного суда и отчитаться перед генпрокурором. Что они и сделали...
- Бауржан Жадигерович, вас уже уволили по статье, судом вы также признаны виновным в управлении машиной в нетрезвом состоянии. Чего вы добиваетесь в столичных кабинетах?
- Справедливости. Дело даже не в должности и не в правах. Лишили - и ладно. Срок пройдет, верну. Хочу понять, зачем нужно было меня очернять и выгонять с позором. Поэтому намерен судиться и доказать свою правоту. И еще хочу понять, почему суд не стал рассматривать мои доказательства. Тем более что потерпевшие никаких претензий ни ко мне, ни к моей супруге не
предъявили.
- Вы же опытный юрист! Могли бы настоять на дактилоскопической экспертизе и снять отпечатки пальцев с руля. Криминалисты разобрались бы, кто именно сидел за рулем.
- После аварии в машине кроме Жанны побывали два инспектора дорожной полиции: позже они объясняли: мол, испугались возгорания и пытались обесточить машину изнутри. Ночью ее отвезли на штрафную стоянку - там сторожа тоже садились за руль, чтобы припарковать автомобиль в общий ряд. Так что смысла в такой экспертизе уже не было...
- Вдруг случится чудо - и вам вернут погоны. Что дальше?
- В тот же день уйду - работать в ТАКОЙ прокуратуре я уже не хочу. Если я, человек с богатым практическим опытом, не сумел добиться правосудия, то что говорить о простых смертных? Я увидел изнанку своей бывшей работы и понял: это не орган, надзирающий за законностью, а карательная машина. Попадать под нее вторично не имею никакого желания!
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Астана
От редакции Мы готовы предоставить возможность выразить свое мнение по этому поводу всем участникам этого происшествия.