4857

Неутешительный диагноз, или Кто поставил крест на больнице Красного Полумесяца

В этом старом здании ютится больница Общества Красного
Полумесяца.

В течение двух месяцев заслуженная артистка Казахской ССР, мама пятерых детей 75-летняя Тенлик ЖАМПЕИСОВА тихо умирала в переполненной палате больницы Общества Красного Полумесяца в Семее. До самого последнего вздоха она в полубреду звала любимую дочку. Но так ее и не дождалась. Не приехала Айгуль и на похороны - только попросила врачей по телефону поскорее выслать ей справку о смерти. “Иначе материальную помощьна работе не дадут.  А как тогда для коллектива поминки сделаю? Надо же, чтобы все былопо-человечески”, - невозмутимо пояснила она.

Почему все чаще у детей начисто атрофируется любовь к самым близким людям, которые дали им жизнь? Не удаляет же ее хирург скальпелем, как воспалившийся аппендикс?
- Когда Тенлик-апа попала к нам в первый раз, мы даже не знали, кто она и откуда, - вспоминает главный врач больницы сестринского ухода Общества Красного Полумесяца Алмагуль САДЫКОВА (на снимке). - Но стоило показать потерявшуюся бабушку по телевизору, как к нам начали звонить разные люди, которые узнали в ней известную артистку районной филармонии из Жармы. А вскоре за ней приехала одна из ее дочерей - та самая Айгуль...
Тогда вся больница была готова поверить в чудо. Но не прошло и полгода, как “любящая дочь” вернула маму обратно. “Вы поймите: с ней очень тяжело. Вот муж и не выдержал. Сказал, что если я ее не увезу, выгонит и меня”, - причитала она.
Сотрудники больницы сами восстановили бабушке утерянные документы, она снова начала получать пенсию. У врачей затеплилась надежда: может, хотя бы деньги заставят Айгуль с мужем одуматься. Разве 30 тысяч тенге помешают семейному бюджету?
- Но, увы, мама не нужна ей была ни под каким предлогом, - вздыхает Алмагуль Садыкова. - А тем временем тоска по дочери буквально убивала Тенлик-апу. Она таяла на глазах. Сколько раз мы умоляли по телефону: приезжайте! Но у нее был один ответ: мне не на что ехать.
Тенлик Жампеисова похоронена под порядковым номером. Если кто-то из пятерых (!) детей все-таки захочет побывать на могиле забытой матери, работники больницы готовы помочь ее разыскать. Было бы желание.
- Увы, зачастую у родственников наших горемычных пациентов есть только одно желание - навсегда вычеркнуть их из своей жизни, - грустно констатирует Алмагуль Садыкова.
Еще в октябре 2010 года в больницу Общества Красного Полумесяца поступил неизвестный мужчина в годах, который после тяжелого инсульта потерял память и дар речи. Через год беспрерывных поисков его родных сотрудникам больницы улыбнулась удача. Откликнулись люди, которые узнали в старике своего земляка из Урджара Максута МАЙЖАНОВА (на снимке). Они-то и подсказали, что в Аягозе живет его родная сестра, которую без труда удалось разыскать. Но женщина сразу заявила, что не питает к брату родственных чувств.
- Она перестала выходить на связь. Но Максуту никак не обойтись без ее помощи и участия людей, которые его знают, - утверждает Алмагуль Садыкова. - Он вынужден жить в больничной палате вот уже третий год. Это очень тяжело. Но мы его даже не можем поставить в очередь ожидания места в дом престарелых и инвалидов, где намного лучше условия, чем у нас. Не получает Максут и пенсию по инвалидности. Пока у него не появится удостоверение личности гражданина РК, это просто невозможно! А процедура получения этого документа ужесточилась до крайности. Но мы не теряем на­дежды, что найдутся те, кто захочет протянуть ему руку помощи...
А между тем больнице Общества Красного Полумесяца самой срочно требуется помощь. С момента ее открытия прошло 20 лет. С тех пор допотопное здание бывшего детского сада, наспех сколоченное из досок в 50-х годах прошлого века, еще больше обветшало. Тем временем число пациентов увеличилось в разы, поскольку с каждым годом становится все больше стариков с сосудистыми заболеваниями, когда теряется память и расстраивается психика. А их родные не могут или не хотят обеспечить должный уход за ними. Эта ветхая больница - единственная в Семее, куда не отказываются их принимать. Не становится меньше и искалеченных бедолаг без документов, которым больше некуда идти. Таких, как Максут Майжанов. Стоит ли удивляться после этого, что больница сестринского ухода Общества Красного Полумесяца хронически переполнена? Вместо положенных 30 больных в нее приходится вмещать до 45 человек.
В больнице бьет в нос резкий запах краски.
- Вот освободили две палаты, чтобы сделать ремонт. У кого-то подошла очередь в дома престарелых. Кого-то на время согласились забрать домой родственники. Все равно остались аж 32 человека. Да, дышат краской! Но им некуда идти. До октября приостановлен прием. Но уже на очереди 15 человек! А что будет дальше? - разводит руками главный врач.
Косметическим ремонтом тут точно не обойтись. Да и капитальный вряд ли сильно поможет. Давно назрела необходимость строительства нового здания, где можно было бы создать тяжелобольным старикам человеческие условия. Обязательно с нормальным финансированием. А не так, как сейчас, когда государство выделяет на питание одного человека 250 тенге в день, а на медикаменты и вовсе... 8 тенге!
В свое время экс-председатель Семипалатинского территориального комитета Общества Красного Полумесяца Еркин КОЖАХМЕТОВ осмелился попросить у давнего спонсора больницы, главы благотворительной организации из Ирландии Фионы КОРКОРАН только содействия в возведении пристройки. Там планировалось разместить хозяйственный блок, включая кухню и прачечную. Сейчас они находятся во дворе больницы... фактически в сараях!
- Госпожа Коркоран сама предложила построить новое здание, отвечающее всем современным требованиям, - поделилась Алмагуль Садыкова. - Место под строительство определили на территории клинического учебного центра медакадемии. Когда возвели фундамент, сказали, что больница строится не для Общества Красного Полумесяца. Мол, клиническому центру ее и передадут. Зато нам пообещали, что туда переведут всех наших больных. Хорошо бы. Однако строительство заморозили.
Кстати, под возведение нового корпуса всегда идеально подходил участок земли перед ныне действующей больницей Крас­ного Полумесяца. Но сначала там появилась АЗС (!), а после ее демонтажа неизвестный владелец несколько лет назад начал что-то строить. В итоге ограничился лишь тем, что притащил туда два строительных вагончика, и исчез! Пус­тырь, заросший сорняком, стихийная свалка, ночлежка и притон для местных алкашей и бомжей - вот с чем уже не один год соседствует последний приют немощных стариков. Когда в начале лета на глазах испуганных санитарок горел один из вагончиков, каждую из них сводил с ума вопрос: что будет, если огонь перекинется на деревянную больницу? Подавляющее большинство больных - лежачие. Допустим, днем их, может, и удастся спасти, но что будет, если пожар случится ночью?
- Самое страшное, что стройка закрыла доступ к пожарному гидранту, - ужасается Алмагуль Садыкова. - Как пожарные будут бороться с огнем, если, к нашему несчастью, возникнет такая необходимость? Почему об этом никто не подумал, выдавая разрешение на строительство?
Как всегда, масса вопросов. И все - без ответов...

Милана Гузеева, фото автора, Семей

14.09.2013

Поделиться
Класснуть