2561

Исключить, изменить, убрать!

Миттал намеревается создать альтернативный профсоюз

АО “АрселорМиттал Темиртау” не прекращает лихорадить. Из-за финансовых трудностей компания продолжает методично завинчивать гайки и экономит на чем только можно. Непопулярные меры создают довольно напряженную обстановку в коллективе. Кому понравится, что понижаются зарплаты и проводится сокращение рабочих мест? О том, с какими боями приходится отстаивать нормальные условия труда для шахтеров, нашему корреспонденту рассказал председатель профсоюза угольщиков “Коргау” Марат МИРГАЯЗОВ (на снимке). 

- В последнее время у нас пропал нормальный диалог с компанией, - сетует профсоюзный лидер. - Не можем ни один вопрос спокойно решить. Раньше по проблемным пунктам мы всегда находили компромиссные варианты. Но с появлением в администрации АМТ господина Анджея ВЫПИХА все теперь решается только через суды. К счастью, все процессы мы пока выигрываем.
Сейчас компания пытается свернуть многие социальные проекты, прописанные в коллективном договоре. Мол, непозволительная это роскошь в период кризиса. А рабочим предлагается терпеть до лучших времен. При этом никто не гарантирует, что эти лучшие времена вообще настанут. Кому не нравится - могут увольняться.
- Для нашей стороны неприемлемо какое-либо сокращение доходов трудящихся, - говорит Марат Миргаязов. - Взять, к примеру, индексацию зарплат. Господин Выпих предлагает ее заморозить. В нашем понимании это как кусок мяса: можно положить его в морозилку, достать оттуда через полгода и съесть. А по его мнению, этот кусок мяса должен совсем исчезнуть. Разумеется, мы не можем с этим согласиться. Другая трудность возникла с регрессными дотациями. Руководство “АрселорМитттал Темиртау” хочет отменить единовременную выплату морального вреда потерявшим здоровье горнякам. Мы предлагаем заменить в шахтах оборудование на более современное, улучшить под землей условия труда. Тогда вопросы по заболеваемости рабочих сами собой отпадут. Люди перестанут болеть. Но компания не желает вкладываться в усовершенствования. Значит, ее устраивает, что шахтеры заболевают на рабочих местах. При этом начальство хочет меньше им платить. И так практически во всем. Никаких позитивных подвижек мы не видим. Слышим только: исключить, изменить, убрать! И, что интересно, никаких аргументированных объяснений с их стороны нет.
Следует добавить, что менеджеры АМТ в прошлом месяце получили конкретные указания от хозяина Лакшми МИТТАЛА. В протоколе совещания, которые он проводил, отмечено, что в случае если компания не сможет легко продвинуть свои идеи о жесткой экономии, то нужно исключать коллективный договор.
- Это напрямую касается профсоюза “Коргау”, потому что мы отож­дествляем себя с действующим коллективным договором, - поясняет Марат Миргаязов. - Значит, от нас хотят избавиться. Более того, они уже начали создавать альтернативный проф­союз. Это достоверная информация. Мы полагаем, что его председателем станет сам Лакшми Миттал. Представляете, что тогда будет с коллективным договором? Людей уже из-под палки загоняют на собрания. Горняки стоят перед выбором: либо ругаться с начальством, либо сохранить свое рабочее место. К тому же уже объявлено, что в новом профсоюзе снизится размер членских взносов. У нас 1 процент от зарплаты, а у них будет 0,5.
Главу профкома “Коргау” пугают и другие пункты протокола июльского совещания. Владелец компании заострил внимание менеджмента на том, что уголь шахт “Абайская” и “Костенко” имеет высокую зольность и низкую энергоотдачу. Добывать его экономически нецелесообразно. Поэтому не исключена вероятность, что обе шахты закроют.
- Мы будем категорически против такого варианта и не позволим закрывать шахты, поскольку всегда выступали за сохранение рабочих мест, - говорит Марат Миргаязов. - Кроме того, мы пытаемся отстоять предстоящее снижение оплаты труда на 30 процентов. Помимо того руководство компании намерено уменьшить сроки отпусков. Отсюда последует сокращение численности шахтеров и увеличение рабочей нагрузки.
Любопытно, что, по мнению Марата Миргаязова, его сейчас пытаются всячески очернить. После того как он в судах отстаивал сохранение для горняков медсанчасти, появились слухи, будто медучреждение принадлежит лично ему. Аналогичные слухи разнеслись и о санаториях “Жартас” и “Шахтер”.
- Менеджеры компании открыто заявляли через СМИ, что лидер профсоюза руководствуется исключительно своими бизнес-интересами, - вспоминает Марат Миргаязов. - Медсанчасть вообще-то ничья: здание принадлежит АМТ, а мы выступаем учредителями. К слову, не так давно администрация компании обвиняла медперсонал во взяточничестве: якобы врачи продавали шахтерам справки о профзаболеваниях. Но позвольте, такой документ может выписать лишь Национальный центр гигиены труда! Это как с водительским удостоверением - я могу учиться в любой автошколе, но права мне выдадут только в дорожной полиции. Врачей и горняков таскали на допросы в ДВД области. Но в итоге мы получили бумагу, что претензии руководителей АМТ беспочвенны. По здравницам “Жартас” и “Шахтер” - то же самое. Мы прекрасно знаем, что Миттал собирался передать их в частные руки. Господин Выпих, сидя в моем кабинете, прямо говорил: “Я таких объектов 16 по всему миру продал и эти продам”. Но пока не получилось. Зато теперь меня называют владельцем этих домов отдыха. Хотя фактически они появились в советское время на деньги наших отцов - те отдавали часть своей зарплаты на строительство. На самом деле здравницы в течение трех лет были у профсоюза в доверительном управлении. Затем АМТ отказался продлить договор об этом. А теперь оказалось, что я за свой бизнес борюсь! Но ведь я просто хочу сохранить эти объекты при угольном департаменте.
Выпады менеджеров “АрселорМиттал Темиртау” профсоюзный лидер посчитал оскорб­лением. Он подал в суд иск о защите чести и достоинства. В Темиртауском горсуде его доводы не посчитали обоснованными. Потому что в своих выступлениях руководители АМТ... не называли его фамилию. Более того, в решении суда сказано, чтобы Марат Миргаязов оплатил услуги двух адвокатов ответчиков - по 150 тысяч тенге каждому. Впрочем, он ожидал подобного развития событий от служителей Фемиды из города металлургов. Говорит, что и по другим искам сталкивался с подобным отношением, но в конце концов выходил победителем в судебных противостояниях. И теперь надеется, что вышестоящая инстанция в Караганде отменит это решение.
- Ситуация сейчас напоминает одну болгарскую сказку. Там волки уговорили овец отказаться от посреднических услуг овчарок. Овцы согласились, и чем это закончилось - всем понятно, - говорит Марат Миргаязов. - Я сейчас встречаюсь с горняками и обрисовываю им действительность. Они обещают меня поддержать. Но как все сложится в итоге, прогнозировать не берусь. Каждый из шахтеров боится потерять свое рабочее место. И какой путь выбрать - решать только им.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

29.08.2013



Поделиться
Класснуть