Нужда Жанар
Жизнь этой девушки - бесконечная борьба. В детстве медики сомневались, что после операции она вообще сможет ходить. Сумела. Соседи, видя, как она мучается, качали головой: ой, долго не протянет. Живет. Зачем такая жизнь, будешь как овощ, “подбадривали” некоторые. Приспособилась. И лишь одно 21-летней Жанар ЕСЕТОВОЙ (на снимке) не удается победить - длинную очередь за жильем, которого ее родители так и не дождались.
На свет Жанар появилась вполне здоровым ребенком. Во всяком случае, так утверждали медики. Однако вскоре выяснилось, что ребенок не может спокойно даже просто лежать. Не прекращавшийся днями и ночами плач свидетельствовал о том, что малышка серьезна больна. Проведенное обследование показало: у девочки развилась спинно-мозговая грыжа, которую необходимо было срочно удалить, поскольку она и была причиной невыносимых болей. Видя, как мучается их ребенок, родители согласились на срочную операцию.
- В итоге у меня перестали развиваться ноги, - рассказывает Жанар. - Точнее, я могу ходить, но при этом испытываю такую боль, словно тысяча ножей вонзается мне в тело. Но жить надо, никто ко мне не постучится в дверь и не скажет, что он пришел решать мои проблемы. Поэтому я как-то передвигаюсь.
С этими словами девушка пытается встать на ноги. Смотреть на это без сострадания невозможно. Такое ощущение, что ноги у Есетовой - это какой-то конструктор, который необходимо правильно сложить. Девушка медленно встает, опираясь руками на все, что может ее удержать, приподнимает себя полностью так, что ноги в это время оказываются в подвешенном состоянии. Несколько минут она ими мелко трясет, чтобы голени как положено вошли в ступни. После этого Жанар пытается шагнуть. Раздается жуткий хруст костей, кажется, что голени вот-вот выскочат из ступней и ноги рассыплются.
- Если бы кто-нибудь поддерживал меня, было бы здорово, тогда ходить не так больно, - вздыхает Жанар. - Но братья на работе, а социального работника у меня нет.
Поэтому Есетовой удобнее всего ходить на коленях.
- Я не жалуюсь на судьбу, - спокойно произносит Жанар. - Со мной не случилось самого страшного. Слава богу, что я не прикована к постели! Могу делать по дому всю работу. Пусть даже для этого мне приходится ходить на коленях, а порой ползать. Я к тому же еще научилась вязать. Правда, заказов у меня пока не так уж много. Но я готовлюсь к выставке и думаю, что постепенно у меня появятся свои постоянные клиенты.
Об операции Жанар даже не мечтает, хотя верит, что ей медицина может помочь. Для лечения необходимы большие деньги, а их нет. Родители умерли рано, а два брата перебиваются случайными заработками - у них нет образования и, соответственно, профессии. Однако все заработанное они приносят сестренке, которая на эти крохи умудряется вести хозяйство.
- Я лишь мечтаю об одном - пусть небольшом, но собственном жилье, - вздыхает девушка-инвалид. - Чтобы я могла спокойно постирать свое белье, не прячась ни от кого...
Дело в том, что та операция, перенесенная в детстве, отняла у Жанар и способность контролировать отправление естественных надобностей.
Вместе с братьями, племянником и снохой девушка делит десять квадратных метров в одном из дачных домиков на окраине Актобе.
- Слава богу, власти мне выделяют чуть более 400 памперсов в год. Но в день мне нужно 2-3 подгузника. Поэтому половину своей пенсии (государство платит Жанар 27 тысяч тенге. - А. М.) я трачу на памперсы. Читаю колонки объявлений, пытаюсь найти подгузники по 100 тенге. Но такое редко удается...
Одно хоть как-то успокаивает: при жизни родители успели поставить дочь в очередь на жилье. Но она почти не продвигается.
- Жанар Есетова стоит в очереди 291-й, год назад была 310-й, - сообщила “Времени” заведующая сектором жилья Актобе Жанаргуль ДУЙСЕКЕНОВА. - Получит она квартиру в порядке очередности...
Но когда? Только в Актобе сегодня свыше 16 тысяч людей нуждаются в улучшении жилищных условий. Инвалидов среди них сотни, и стоят они в очереди за казенными квартирами годами.
Жанар вновь вынуждена преодолевать дорогу от дома до главной трассы. На коленях. Чтобы поймать такси. Ей необходимо обновить некоторые документы и сдать их в соответствующие органы, чтобы удержаться в очереди на жилье.
- Есть коляска, но в ней, к сожалению, я передвигаться не могу - из дома не выехать. Он, как видите, расположен в низине, а чтобы выбраться на дорогу, необходимо подниматься в гору.
Тот самый домик на окраине, в котором живет Жанар.
Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе
20.08.2013