В блокаде у БАКАДа
Закон о государственном имуществе перечеркнул надежды жителей Райымбека на нормальную жизнь.
Жители поселков Райымбек и Елтай Карасайского района Алматинской области, чьи дома и участки попадают под снос в связи со строительством Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), протестуют против, по их мнению, смехотворных размеров компенсации за свою недвижимость. Некоторым из них дают всего по 200 тенге за сотку земли!
О судебной тяжбе жителей села Покровка, чьи дома должны быть снесены “благодаря” БАКАДу, мы писали не раз. Теперь с аналогичной проблемой столкнулись и жители Райымбека. И это, судя по всему, еще далеко не конец жилищно-житейских историй: дорога, строительство которой планируется начать в 2014 году, пройдет по территории десятков населенных пунктов Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области.
Как сообщалось ранее, прокладка новой автотрассы обойдется примерно в 80 миллиардов тенге, часть из которых предназначена как раз для выкупа земельных участков у собственников. Только вот выкупаются (читай - изымаются) они отнюдь не по рыночной цене, сетуют горемычные жители.
К примеру, Айсулу КУТКЕЕВОЙ (на снимке) из поселка Райымбек за 18 соток земли предлагают чуть меньше 5 000 000 тенге, хотя купила она участок за 120 000 долларов.
- У меня есть весь пакет документов, кроме разрешения на строительство дома, - рассказала она. - Я не получила его не потому, что не хотела. Мне сказали: измени целевое назначение участка с крестьянского хозяйства на ИЖС, тогда разрешим стройку. Я начала оформлять, четыре года на это потратила, три раза судилась. Суд я выиграла, но это случилось уже в конце 2012 года. Пришла оформлять разрешение, а мне говорят: уже нельзя, потому что будут строить БАКАД. У нас четыре семьи в доме живут - 17 человек. Что мы купим за 33 000 долларов?!
Алла МАМЕДОВА (на снимке) вложила все деньги в строительство небольшого магазина в поселке Елтай. Но теперь ей обещают выплатить компенсацию за полторы сотки земли - 3500 тенге.
- Я оформила разрешение на строительство магазина, только акт приемки-передачи получить не успела, - возмущается женщина. - Карасайский районный акимат не дает его, потому что мы попадаем под БАКАД. Но я-то тут при чем? Это их вина! Они в 2009 году, когда давали мне разрешение на строительство, наверняка уже знали, что будет БАКАД.
Тоты АХМЕТОВА в 2007 году продала двухкомнатную квартиру в Алматы и приобрела 20 соток в Райымбеке за 140 000 долларов. Но построить дом не успела и сейчас с мужем и ребенком живет в вагончике. Однако и этого жилья семья в скором времени может лишиться: к сентябрю участок необходимо освободить.
- Нам дают копейки якобы потому, что мы не указали в договоре купли-продажи участка сумму сделки, - чуть не плачет она. - Но мы ведь не обязаны были этого делать!
Черные дни наступили и для владельцев крестьянских хозяйств, у которых землю изымают по... 200 тенге (!) за сотку.
- В 1996 году государство предоставило нам эти участки в аренду на 99 лет, - говорит Анна УДАРЦЕВА. (на снимке) - Позже мы их выкупили по 40 тысяч тенге за гектар. Много лет возделывали землю, пахали, сеяли, собирали урожай. А сейчас нам ее оценивают по кадастровой стоимости. Но раз так, пусть хоть возместят нам упущенную выгоду. Но чиновники предлагают посчитать ее всего за один год. А через год я что, помереть должна?!
Людей, которые из-за строительства БАКАДа могут пойти по миру, в Карасайском районе десятки. Почему так происходит? С этим вопросом мы обратились к заместителю начальника управления земельных отношений акимата Алматинской области Айдосу АБДРАХМАНОВУ.
- В 2011 году вышел новый закон о государственном имуществе, - объяснил он. - В нем расписывается порядок расчета и выплаты компенсации за изъятие земель под госнужды. До принятия этого закона всем собственникам компенсация выплачивалась, исходя из рыночной цены объекта. А теперь так: если человек приобрел участок у государства, то ему возмещается та сумма, за которую он его покупал. Если он купил у частного лица или предприятия, то возмещается сумма, указанная в договоре купли-продажи. Если же сумма оплаты не указана, то за основу берется кадастровая стоимость. В случае когда на участке имеются какие-то узаконенные строения, то они оцениваются по рыночной стоимости.
- Но есть случаи, когда люди не смогли узаконить свои строения по объективным причинам. Не смогли получить разрешение на строительство своих домов, потому что стало известно о строительстве БАКАДа. Либо оформили разрешение, но не успели получить акт приемки-передачи. Как людям прикажете поступать? Что им делать?
- Это решается в судебном порядке. С момента, как люди получили уведомления об изъятии, они не имели права строиться. Уведомления мы стали рассылать в конце 2011 года.
- Сколько участков под БАКАД уже выкуплено?
- Нам необходимо было выкупить 724 участка в трех районах области. На сегодняшний день выкуплено 379 участков. Собственники, конечно, недовольны. Сейчас в судах рассматривается 119 дел, связанных с выкупом земель под строительство БАКАДа. Но суды тоже руководствуются законом о госимуществе. Некоторые жители нанимают своих оценщиков, которые, конечно, определяют рыночную стоимость. Ее они и рассчитывают получить, но изменить ситуацию можно, лишь изменив закон.
Конечно, dura lex, sed lex (закон суров, но это закон), и его надо выполнять. Вот только жителям, которые в ближайшее время рискуют остаться на улице, от этого не легче. А посему они намерены отстаивать свое имущество всеми доступными способами.
- Костьми ляжем, под бульдозеры кидаться будем, но землю не отдадим! - говорят люди. - У нас другого выхода нет.
Эти дома в скором времени окажутся под ковшом экскаватора.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
03.08.2013