Не бей хулигана - коррупционером станешь
Нурумжан АБДИБЕКОВ с сыном Амиром.
Оперуполномоченный отдела по борьбе с наркобизнесом УВД Есильского района Астаны Нурумжан АБДИБЕКОВ на днях был приговорен к пяти годам лишения свободы по коррупционной статье. Нет, он не присваивал себе казенных денег, не вымогал взятку. Капитан Абдибеков, не сдержав эмоций, ударил по лицу хулигана. Мать офицера Татьяна АБДИБЕКОВА (на снимке внизу) уверена: не будь тот самый хулиган - Сунгат ШАКИР - родственником высокопоставленного чиновника, последствия инцидента для ее сына были бы куда менее суровыми.
В ночь на 4 ноября 2012 года патрульный экипаж ДВД Астаны “Тобол-9” приехал по вызову в кафе “Саксаул” - звонившая женщина сообщила о групповой драке. Прибывшие стражи правопорядка заметили у входа в кафе двух парней с окровавленными лицами. Стоявшая рядом с ними девушка показала на иномарку, в которой пытались скрыться трое зачинщиков драки. Полицейские включили “маячки” и перекрыли проезд. Задержанные были явно подшофе, как, впрочем, и потерпевшие. Всех участников драки привезли в УВД Сарыаркинского района. Их опрос позволил установить, как возник и развивался конфликт.
Сунгат Шакир с друзьями - братьями Ерболом и Талгатом ЖАМАНТАЕВЫМИ - пили пиво и играли в карты. За соседним столиком ужинали родственник капитана Абдибекова Арман АХМЕТОВ с супругой Айгерим и другом семьи Ерланом ЖАНГАБУЛОВЫМ. Между компаниями возникла перепалка, которая переросла в драку: Шакир со товарищи вывели Ерлана на улицу и сильно избили. Увидев драку, Айгерим позвонила в полицию.
- Ночью Айгерим позвонила моему сыну и попросила приехать в полицию, - рассказывает Татьяна Абдибекова. - Сын ехать не хотел, но родственники упросили. Когда Нурумжан приехал в УВД, он увидел избитого Ерлана. Тому было плохо, и сын вызвал “скорую”. Арман между тем рассказал, что трое парней избили их в кафе, сейчас эта троица в комнате для задержанных. Сын подошел к Шакиру, чтобы выяснить детали ночной драки, но тот начал материться... Нурумжан, не сдержав эмоций, ударил его по лицу и вышел из УВД.
4 ноября против Сунгата Шакира и его приятелей возбудили уголовное дело по факту хулиганства. А на следующий день Шакир написал заявление о том, что его избил полицейский Абдибеков. Так капитан стал фигурантом уголовного дела, возбужденного сотрудником управления собственной безопасности (УСБ) ДВД Астаны НИЯЗБЕКОВЫМ по статье 308, ч. 4, п. “а” и “в” УК (“Превышение власти или должностных полномочий”).
Уголовное дело полицейского запросила прокуратура Астаны, где его расследованием занялся специальный прокурор Н. АГИБАЕВ. 13 декабря капитан Абдибеков запомнит надолго: едва он переступил порог своего служебного кабинета, как за ним вошли сотрудники УСБ, надели на парня наручники и повезли в следственный изолятор.
- Я не пойму, в чем тут коррупция? - недоумевает Татьяна Абдибекова. - Если мой сын виноват -
накажите за хулиганство, вплоть до увольнения! Разве можно за один удар пьяного дебошира, который беспричинно избил человека, посадить полицейского на пять лет по коррупционной статье, да еще и с конфискацией имущества?! Уверена: моего сына наказали так жестоко и несправедливо потому, что властям Астаны нужен был показательный процесс. И еще потому, что Шакир оказался племянником высокопоставленного лица. К слову, суд прошел в здании ДВД в присутствии всех офицеров департамента полиции, обвинение запросило семь лет!
По словам Татьяны Абдибековой, все детали она узнала только после ареста сына - до 13 декабря он ни словом не обмолвился о том, что стал фигурантом уголовного дела.
Татьяна Абдибекова говорит: она одна вырастила трех сыновей. Старший сын Нурумжан, в 2002 году отслужив в Капшагайском батальоне ВДВ, пошел в полицейские. Семь лет служил в полку патрульной полиции. Отучившись на факультете таможенного дела, Абдибеков остался в ДВД, хотя имел возможность перейти на более престижную должность в департаменте таможенного контроля Астаны.
- За годы службы у сына больше 20 благодарностей и поощрений за охрану общественного порядка и многочисленные задержания преступников, - говорит Татьяна Абдибекова. - Он больше 10 лет проработал в полиции. С иронией прочитала приговор суда, где речь идет о конфискации имущества. Сын живет в служебной квартире, своей машины нет -
конфисковать-то нечего. Разве что пару мундиров... Я стала искать адвоката. Многие соглашались защищать Нурумжана, но через несколько дней, извиняясь, разводили руками: “Татьяна Бегеновна, за Шакиром стоит такой уважаемый агашка, которого у вас нет”. Я обошла все юридические консультации Астаны - бесполезно. Пришлось ехать за очередным адвокатом в Костанай.
ИЗ ПРИГОВОРА САРЫАРКИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА № 2 Астаны:
“Абдибекова Нурумжана Жомартовича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 308, ч. 4, п. “а”, “в” УК РК, и назначить ему наказание - пять лет лишения свободы с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на четыре года с конфискацией имущества...”.
Суд прошел 20 марта 2013 года. Адвокат полицейского написал жалобу в апелляционную коллегию по уголовным делам Астанинского городского суда, но там приговор оставили без изменения.
- К сожалению, не нашли мы справедливого решения и в кассационной судебной коллегии: там меньше чем за пять минут вынесли решение - оставить все как есть, - вздыхает Татьяна Абдибекова. - Знаете, что меня возмутило? Во-первых, спецпрокурор Агибаев, расследуя уголовное дело моего сына, направил в УСБ ДВД Астаны материалы о том, что вместе с Шакиром Нурумжан избил в здании УВД еще одного парня! Другими словами, сына хотели выдать за оборотня в погонах, который то и дело беспричинно избивает задержанных. Надо отдать должное сотрудникам УСБ, которые, разобравшись, не стали возбуждать еще одно уголовное дело. Во-вторых, в районном суде и в апелляционной инстанции гособвинение представляла один и тот же прокурор ЮСУПОВА. Я спросила у нее после решения апелляционной коллегии, за что же вы так моего сына наказали. А она в ответ: “Ничего страшного, он же тоже сажал наркоманов”.
Татьяна Абдибекова стала обивать пороги столичных чиновников из администрации президента, партии “Нур Отан”, Генпрокуратуры, Верховного суда и уполномоченного по правам человека.
- Сенатор Оралбай АБДЫКАРИМОВ принял меня, внимательно выслушал и пообещал направить мою жалобу в прокуратуру. А вместо омбудсмена Аскара ШАКИРОВА ответил - что о многом говорит! - руководитель Национального центра по правам человека Вячеслав КАЛЮЖНЫЙ. Это даже не ответ - так, отписка, -
вздыхает мать осужденного капитана.
ИЗ ПИСЬМА ВЯЧЕСЛАВА КАЛЮЖНОГО ТАТЬЯНЕ АБДИБЕКОВОЙ:
“Мера наказания назначена соразмерно содеянному с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих уголовную ответственность и наказание. У Национального центра по правам человека, к сожалению, отсутствуют правовые основания для оказания содействия в положительном решении поднимаемых вами вопросов”.
Между тем 5 июля 2013 года в том же Сарыаркинском районном суде № 2 на скамье подсудимых оказались Шакир и братья Жамантаевы. Троицу обвинили в особо дерзком нарушении общественного порядка, насилии в отношении граждан, совершенном группой лиц по предварительному сговору - одним словом, предъявили целый букет обвинений. И огласили приговор: каждому - год... условно.
- Пьяных людей, выбивших зубы и сломавших ребра Ерлану, осудили условно. Нурумжана за один удар дебошира посадили на пять лет. Господи, где же справедливость, объективность и правосудие?! - горько вздыхает Татьяна Абдибекова.
Пятилетний Амир каждый день подолгу смотрит в окно - ждет отца. Бабушка и мама вынуждены врать мальцу: папа надолго уехал в командировку и вернется только через год или два. Однажды за ужином Амир произнес: “Апа, я так ненавижу эту командировку! Когда она отпустит моего папу домой?..”.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и из семейного архива АБДИБЕКОВЫХ, Алматы
27.07.2013