Уйти - нельзя остаться!
В Кызылординской области покидают свои кресла директора отстающих школ. Руководители остальных учреждений среднего образования сядут в августе за парты - изучать психологию и менеджмент на курсах. Местные власти считают, что такие знания им просто необходимы. Уж слишком часто директора обычных сельских школ ведут себя как мелкопоместные князьки.
- Отстающими по основным показателям обучения названы 27 школ, - напоминает в начале нашей беседы заместитель начальника областного управления образования Руслан ЧАГАЙ (на снимке). - Их учащиеся последние годы не демонстрируют должных знаний и навыков. Конечно, в первую очередь в этом виновен директор каждой такой “кузницы знаний”. Но это не значит, что данные лица будут уволены по статье трудового законодательства. У них есть возможность уйти самим, если совесть все-таки не позволяет сидеть на должности, в которой ты не оправдал доверия. Если нет, то будет ротация - перевод на другую работу. Не руководящую, разумеется.
Комментируя пересуды в СМИ и общественных кругах о том, что увольнение нерадивых директоров школ с насиженных мест будет проведено по прямому указанию акима области Крымбека КУШЕРБАЕВА (на снимке справа) - мол, такова его реакция на средненькие итоги ЕНТ в регионе, - мой собеседник отметил:
- Да, совещание по итогам ЕНТ в областном акимате было, и Крымбек Кушербаев, выступая на нем, высказал свое мнение, что директор школы, провалившей тестирование, вряд ли достоин далее занимать должность. Мы согласились с позицией акима: ведь директор школы, особенно в сельской местности - это одна из главных поселковых величин. А у нас есть учебные заведения, которые из года в год показывают одни и те же низкие результаты ЕНТ. И все это время там сидит директор, который вроде бы по стажу и возрасту должен быть человеком опытным, а изменений -
нуль. И еще: достаточно фактов просто неэтичного поведения первого руководителя в школе. Вспоминается случай, когда директор одной из школ уволила пять учителей по причине... “Вы не поздравили меня с Восьмым марта!” Педагогов после разных мытарств восстановили на работе, но такая трактовка увольнения была просто безобразна.
Стало достоянием общественности и то, что некоторые директора сельских школ заставляют учителей выполнять у них работу по дому.
- У нас в иных школах числятся учителя с нагрузкой в четыре-пять часов, то есть уроков, в неделю, - говорит по этому поводу Руслан Чагай. - Вы представляете себе эффективность такой работы? Да сельская учительница ходит при таком раскладе на уроки между домашними делами без особой подготовки! Как говорится, наспех вытерев руки о фартук. Кто ее взял на такую работу? Конечно, директор.
Зачем директора школ берут на работу лишних учителей, представить нетрудно. В прошлом году директор школы №99 в поселке Акай оказалась на скамье подсудимых за то, что брала взятки за трудоустройство на учительскую должность и распределение часов нагрузки. То, что остальные директора школ не пойманы за руки при получении мзды или не уличены в кумовстве, - чистая случайность, считает собеседник.
- Но вернемся к итогам ЕНТ, - продолжает Чагай. - Нет ни одной школы, случайно провалившей это испытание. В задних рядах - одни и те же учреждения образования, где не поставлен на должный уровень учебный процесс. Не умеют работать взрослые, а страдают от этого дети. Ведь проваленное ребенком ЕНТ - это проблемы в его судьбе - в дальнейшем профессиональном обучении, трудоустройстве. В прошлом году наша область по результатам национального тестирования оказалась на последнем месте. Означает ли это, что у нас тупые дети? Нет, конечно! Дети у нас прекрасные, талантливые. Взрослые вот подводят.
Нет сомнения, что от всех 27 горе-директоров школ областному управлению удастся избавиться до начала учебного года. Но кем заменить столько руководителей?
- Есть молодые кадры, которые достойны занять роль первого руководителя учреждения, - полагает Чагай. - Много молодых ребят, которые хотят работать. Это главный посыл - желание добиться результатов, - подчеркивает он и уже более уверенно продолжает: - В августе начнут работать и курсы повышения квалификации, на которые мы записали десятки завучей и первых руководителей школ, даже из отдаленных сел. Акцент будет сделан на психологию и менеджмент: директор школы должен быть хорошим политиком и стратегом. Куда ни посмотри - или моральная обстановка в коллективе не очень, или директор как управленец неважный. А отсюда судебные разбирательства на моральные темы и за коррупционные правонарушения.
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда
20.07.2013