4311

По живому...

Аширбек Байтуреев, Жандос Алматаев, Иван Козик.

Оказывается, чтобы получить прибавку к своему сроку от пяти до десяти лет, сидельцам нужно всего-навсего вскрыть себе живот и зашить рот! Именно такое наказание грозит трем пациентам республиканской соматической больницы колонии строгого режима №35 (учреждение ОВ 156\15) Ивану КОЗИКУ, Жандосу АЛМАТАЕВУ и Аширбеку БАЙТУРЕЕВУ. 11 февраля 2013 года они в знак протеста попытались вскрыть себе животы.

Что этому предшествовало? Внеплановый обыск. По выводу предварительного следствия, все трое во время него оказывали открытое неповиновение. Так, Иван Козик, “несмотря на законные требования администрации добровольно выдать запрещенные предметы, в открытой форме воспрепятствовал изъятию у него сотового телефона, злостно выражался в адрес сотрудников нецензурной бранью”.
Впрочем, по словам его защитника Алевтины ЛОГИНОВОЙ, “открыто воспрепятствовать” обыску даже при всем желании ее подзащитный не смог бы:
- Сотрудники учреждения вбежали в палату вместе с солдатами войсковой части. Приказали встать. Козик сказал: “Я не могу!”. Его мучили сильные боли. Никакого лечения практически не получал. Ничего, кроме но-шпы, не давали. А при его диагнозах - это все равно что мертвому припарка. Хронический гепатит С, хронический пиелонефрит в стадии обострения и… ВИЧ-инфекция! После отказа встать на него навалились семь-восемь человек, вдавили в кровать. О каком сопротивлении с его стороны может идти речь?! Обнаружили сотовый. Кстати, по словам Козика, им его снабдили сотрудники колонии за определенную плату! А потом сами же донесли, чтобы выкачать больше денег. Его побили. Пару раз пнули по ногам. Остались кровоподтеки. У каждого своя реакция на беспредел. У Козика сдали нервы. После обыска по стеночке дополз в хирургическую палату и вскрыл себе живот…
Алевтина Логинова утверждает, что еще нелепее обвинять в оказании сопротивления Жандоса Алматаева. После травмы парня сковал тяжелый паралич. У него отказали ноги. Он может передвигаться только в инвалидной коляске!
- Сотрудники учреждения заявили, что Жандос препятствовал обыс­ку! Другие осужденные рассказали, в чем оно выражалось… Инвалид ездил по палате в коляске и кричал: “Что вы делаете? Что творите?”. Толпа солдат забежала, все раскидали, одежду - на пол. В сапогах топтались по вещам. Кстати, у самого Жандоса не нашли ничего запрещенного. Но его свалили с коляски. Избили. А в нем - 50 килограммов веса! Истощенный, ослабленный, с целым букетом заболеваний, включая спаечную болезнь брюшной полости, хронический гастрит, хронический гепатит, миелопатию спинного мозга… Когда все закончилось, Алматаев направился в дежурную часть, требовал руководство. Нарвавшись на отказ, вернулся в палату и лезвием исполосовал себе живот.
Аналогично прореагировал на обыск и Аширбек Байтуреев - третий осужденный, нанесший себе увечья. Кстати, у всех троих освидетельствование выявило следы побоев. Они жаловались на лечение, точнее, на его отсутствие…
Как раз в тот момент в тюремной больнице в Семее находился Александр ГАПОНОВ, этапированный на обследование из колонии под Аркалыком Костанайской области. Сначала против скандально известного борца за права осужденных возбудили уголовное дело, обвинив в том, что это он подбил Козика, Алматаева и Байтуреева на акцию протеста с членовредительством. Но позже все обвинения с него были сняты за отсутствием доказательств.
- Мы находимся в закрытом учреж­дении, куда никому нельзя пройти, - сообщил А. Гапонов. - Прокуроры редко приходят. Правозащитным организациям туда тоже практически не попасть. А в Семее последних нет вообще. Нанесение себе увечий - крайняя форма протеста. Получается, что только так пациенты больницы при семейской колонии могли привлечь внимание извне к своим бедам. Это страшно…
Козик, Алматаев и Байтуреев добились своего: к ним прибыл заместитель прокурора Восточно-Казахстанской области Василий ОЛЕЙНИК. Но его внимание обер-нулось для сидельцев… возбуждением уголовного дела по статье УК РК 360 части 3, предусматривающей драконовское наказание осужденным за умышленное причинение увечий самим себе! В ответ на это Алматаев и Байтуреев… зашили себе рты.
Суд над троицей в понедельник, 15 июля, начался с громкого заявления адвоката Алевтины Логиновой:
- В свое время Капшагайский суд Алматинской области подал представление в Конституционный совет РК о признании неконституционной статьи 361 УК РК, предусматривающей уголовную ответственность за совершение акта группового члено-вредительства в колониях. Поскольку это нарушает права человека. И что вы думаете? Конституционный совет согласился! В 2009 году из статьи 361 исчезли части, предусматривающие наказание за “совершение акта членовредительства…”. Однако тогда же в статье 360 появилась та самая третья часть, квалифицирующим признаком которой стало… “умышленное причинение себе какого-либо повреждения”. Одно и то же! Поэтому я обратилась в городской суд №2 г. Семея с ходатайством внести соответствующее представление в Конституционный совет РК. Мы не должны позволять законодателю хитрить и лукавить. Нельзя растаптывать людей, которых на крайние меры толкнуло отчаяние…
Судья городского суда №2 Галия ЖУНУСПЕКОВА оставила ходатайство без рассмотрения, расценив его как преждевременное. Поскольку она отправила дело на дополнительное расследование! Основанием для этого стали грубейшие процессуальные нарушения.
- Во-первых, обыск тогда проводился без санкции прокурора, - поясняет Алевтина Логинова. - Потом было нарушено право осужденных на защиту. В свете открывшихся обстоятельств с Козика, Алматаева и Байтуреева могут снять обвинения! Но если дело все-таки дойдет до суда, мы продолжим добиваться отмены бесчеловечной статьи. Если их осудят по ней, Козик и Алматаев точно никогда не выйдут на свободу. С такими диагнозами у ребят просто нет ни одного шанса выжить за решеткой…

 

Парализованного Жандоса Алматаева несет на спине Аширбек Байтуреев.

Милана Гузеева, фото автора, Семей, e-mail:sem@time.kz

18.07.2013

Поделиться
Класснуть