Бензин наш - стандарты ваши
Почему в обозримом будущем автомобиль останется роскошью, а не экологически чистым средством передвижения
С июля в Казахстане начал действовать экологический стандарт Евро-4. Наш корреспондент разбиралась с тем, как это отразится, во-первых, на рядовых автомобилистах и, во-вторых, - на окружающей среде.
- Внедрять в нашей стране стандарты Евро-4 - это все равно что запустить в пустой бассейн детей, сказав им: “Когда научитесь плавать, мы вам воду нальем”, - считает председатель независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. - В Казахстане практически нет качественного топлива, поэтому запрет на ввоз машин, которые не соответствуют Евро-4, - это всего лишь профанация. Бензин этого стандарта, по прогнозам, появится в Казахстане не раньше чем в 2015 году, когда наконец-то проведут модернизацию наших нефтеперерабатывающих заводов. Речь об этом ведется многие годы, но у производителей и нынешний бензин уходит на ура, поэтому им не очень-то выгодно вкладывать миллионы долларов в модернизацию.
- Как введение Евро-4 может отразиться на стоимости автомобилей?
- Не думаю, что это вызовет рост цен. После того как начал действовать Таможенный союз и налоговые платежи и таможенные пошлины взлетели до небес, поток подержанных машин в Казахстан снизился в разы: в 2011 году в страну поступило почти 120 тысяч машин б/у, а в 2012-м - около двух тысяч -
разница огромная. Например, сейчас крайне невыгодно завозить машины 2005-2007 годов выпуска: в США или Европе они стоят 10-15 тысяч долларов, а за растаможку придется платить еще 15-20 тысяч. Конечно, продавцы на базаре могут говорить: “Бери сейчас, скоро из-за Евро-4 машины подорожают”. Но, по большому счету, нам сейчас все равно, какой еще стандарт введут: большинству казахстанцев придется ездить на тех машинах, которые успели завезти в республику до 2012 года. Сейчас люди продают машины в самых крайних случаях. Нет такого, как раньше: поездил несколько лет на автомобиле, скопил немного денег - купил что-нибудь посвежее. Нет массового притока подержанных машин, так что мы будет “добивать” то, что уже ездит по нашим улицам. Ведь у большинства нет денег на новую “тачку”. Поэтому и экологию введение стандарта Евро-4 никак не улучшит, скорее - наоборот...
Побеседовав с экспертом, решила выяснить, есть ли на наших заправках бензин, соответствующий стандарту Евро-4. Открываю телефонный справочник и обзваниваю АЗС. Первая в списке - Castrol:
- У вас есть бензин стандарта Евро-4 или Евро-5?
- Да, АИ-95, российский, 149 тенге за литр.
Положительный ответ, конечно, радует, но цена... Та же проблема на Helios: топливо есть (тот же АИ-95), но стоит он уже 295 (!) тенге за литр. Администраторы крупных сетевых заправок признаются, что у них есть только бензин стандарта Евро-3, у одних - китайский, у других - наш (атырауский или павлодарский). Стоимость его колеблется от 110 до 145 тенге - в зависимости от октанового числа.
Как выяснилось, на некоторых АЗС сотрудники вообще не в курсе, что это за зверь такой - стандарт Евро-4. Они пытались меня убедить в том, что их бензин “на такие категории не делится”. Лишь на единственной заправке меня уверили, что продают российский бензин стандарта Евро-4 (и даже 5!) по привычным 110 тенге за литр. Правда, этих АЗС едва ли наберется два десятка на весь Алматы, да и располагаются они на окраинах города.
- На рынке очень мало бензина стандарта Евро-4 и 5, - говорит директор независимого центра экспертизы нефтепродуктов “Органик” Акмарал КАЛМУРАТОВА. - И он в основном российский. Казахстанский бензин соответствует второму классу, китайский - третьему. Мы регулярно проводим мониторинг качества топлива, которое продается на алматинских АЗС, в месяц проверяем около 20 заправок. Иногда на них заявляют, что реализуют АИ-92, а на самом деле продают так называемый “прямогон” - это даже не товарный бензин, а топливо с низким октановым числом (иногда 55 или 60) при необходимом минимуме 80. При таком раскладе о стандарте Евро-4 можно и не вспоминать...
Словом, европейские экологические нормы у нас пока действуют лишь на бумаге. Во всяком случае, наш бензин после внедрения евростандартов лучше не стал. А потому все самые передовые европейские новации в наших палестинах еще надолго останутся пустым звуком.
Из досье
Кто придумал стандарт Евро?
Кампания по уменьшению вредных выбросов в атмосферу была инициирована экологами в 90-х годах. В 1992-м экономическая комиссия ООН ввела в действие экологический стандарт Евро. Он распространяется на все транспортные средства вне зависимости от назначения: экологичными должны быть и легковые авто, и спецтехника, и грузовики. В странах Евросоюза, Японии и США в 1992 году начал действовать стандарт Евро-1. Постепенно ужесточались требования к топливу и уровню выброса токсинов двигателями: сначала ввели Евро-2, потом -
Евро-3. А в 2005 году в этих странах начал действовать Евро-4. Топливо, соответствующее требованиям EN 590 (Евро-4), отличается низким содержанием серы и полициклических ароматических углеводородов, а также более высоким цетановым числом.
Какие автомобили соответствуют стандарту Евро-4?
Во-первых, транспортные средства, произведенные с 2005 по август 2009 года в странах Евросоюза. Во-вторых, в США и Корее с 2006 года и позже,
в-третьих, в Японии и России - с 2010-го и позже, в-четвертых, в Китае - только категории М3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн), выпущенные с января 2012 года и позже.
Как проверить бензин?
Доказать, что причиной поломки автомобиля стал некачественный бензин, сложно, но можно. Самое важное - сохранять чеки, которые станут подтверждением того, что вы заправляетесь на определенной АЗС. Вам нужно будет обратиться в общество по защите прав потребителей, вместе с их представителем выехать на заправку, официально закупить два литра топлива и привезти в независимую лабораторию. Бензин на экспертизу всегда берут не из бака автомобиля, а именно из колонки на АЗС, чтобы не возникло разговоров о том, что владелец машины что-то сам подлил в топливо. Проверка бензина на соответствие заявленному октановому числу стоит пять тысяч тенге, проверка качества дизтоплива - три тысячи.
Как оформить автомобиль?
Первым делом нужно получить сертификат соответствия транспортного средства стандарту Евро-4, который выдают специализированные организации. На машину, находящуюся на складе временного хранения (СВХ), пишут заявление о таможенном сопровождении в органы сертификации. На этом основании автомобиль выезжает за пределы СВХ, получает необходимый документ и проходит растаможку. После этого его ставят на учет в дорожной полиции. Если же окажется, что машина не соответствует экологическому стандарту, ее попросту не впустят в страну. Еще одна существенная деталь: специалистам важна страна-производитель, а не место, откуда вы завозите свой автомобиль. Это значит, что, к примеру, японскую машину, выпущенную до 2010 года, но привезенную из США, вам не удастся растаможить в Казахстане.
Кстати
Виртуальные права
Отныне заявление об обмене водительских прав можно подать через Интернет, а за новым документом просто прийти в отделение полиции в назначенный день.
Правда, для начала придется зарегистрироваться на портале электронного правительства egov.kz: там в нужных графах ввести свой ИИН, информацию о группе крови, загрузить фото и оплатить государственную пошлину.
- Человек должен указать удобный для него экзаменационный пункт полиции, в котором он сможет забрать права, - объяснили в комитете дорожной полиции МВД. - Туда водитель должен будет прийти через некоторое время после отправки онлайн-заявления. Ему нужно будет взять с собой распечатанное уведомление, которое он получит на свой “ящик”, прежнее водительское удостоверение, удостоверение личности, справки № 083 из наркологического и психиатрического диспансеров. После проверки всех документов водителю выдадут новые права.
Подать такую заявку смогут только те, у кого не закончился срок действия водительского удостоверения. Всем остальным придется получать документ по старинке и только после сдачи экзамена на знание ПДД.
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
16.07.2013