Не портИте воздух
Полгода назад на всех въездах в Алматы появились экопосты. По каким правилам должны проверять машины, можно ли отказаться от замеров и какой штраф придется заплатить нарушителям, мы выяснилина одном из них.
Инспектор экологического взвода УДП ДВД города Алматы Медет КАЛЫКОВ (на снимке - сверху) берет под козырек и предлагает водителю рейсового автобуса, следующего из микрорайона “Думан” на один из вокзалов Алматы, проверить уровень дымности его дизеля. Шофер покорно выходит из кабины. Калыков нажимает на педаль газа: черный дым коромыслом. Затерянный в этом тумане водитель начинает психовать:
- Зачем так сильно на педаль жмешь? Конечно, так покажет превышение уровня.
Так и получается: на экране измерительного прибора высвечиваются цифры, которые на порядок выше предельно допустимых.
- Несколько дней назад меня на другом посту проверяли, - кипятится мужчина, - и все было нормально. Тогда я сам на газ жал. Да, автобус 1985 года. Но он немецкий.
Рядом, как пощечина европейскому автопрому, стоит китайский грузовичок. Тоже с дизельным двигателем, который без проблем проходит проверку.
- Ну разве такое может быть? - разводит руками водитель немецкой машины. - Грузовик же китайский.
Как выяснилось, это далеко не показатель. Впрочем, как марка и возраст авто. Иногда полицейские фиксируют превышение количества выбросов вредных веществ у свежих Daewoo или относительно новых Toyota и Lexus, а тридцатилетняя “Волга”, которая, казалось бы, уже еле едет, может успешно пройти испытание на вредность. Но это скорее исключение, чем правило. Причина парадоксальных случаев - заводской брак или некачественный бензин, которым хозяин опрометчиво заправил свое авто. На плохое топливо никто скидку не делает, и доказать, что именно из-за него вы напоролись на штраф, практически невозможно. Так что чаще в список вонючек все же попадают пожившие агрегаты.
- Мы можем остановить любую машину, - уверяет Медет Калыков. - Нельзя сказать, что выбираем только старые, советские или китайские, например. Но все же в потоке видно, у какой машины могут быть проблемы. Важен даже ее внешний вид: сразу видно, следит ли за ней хозяин.
Пока мы дежурили на экопосту, под прицел борцов за чистый воздух попадали самые разные автомобили: видавшие виды Mitsubishi Pajero, Toyota Hilux Surf, Mercedes-Benz, китайские грузовики и автобусы.
- Вот у этой машины, скорее всего, будет превышение, - предположил инспектор и остановил дизель Mitsubishi Pajero.
Но прибор с полицейским не согласился: все в норме.
- Я работаю в микрорайоне “Думан” и за день проезжаю мимо этого поста по три-четыре раза, - объяснил водитель джипа. - Чтобы каждый раз не устраивать здесь разборки, отремонтировал топливную систему - отдал почти полторы тысячи долларов, зато сейчас езжу спокойно.
Как выяснилось, сознательных граждан не так уж и мало. Одни после таких “залетов” на экопосту приводят машину в порядок, другие сами приезжают, что проверить состояние авто. Впрочем, немало и тех, кто не соглашается с результатами.
- Некоторые заезжают на СТО, чтобы там сделать замеры, - говорит инспектор. - Но люди забывают, что на многих станциях стоит несертифицированное оборудование и на него лучше не полагаться. Кто-то уверяет, что на другом экопосту у них все было нормально, а мы выявили превышение нормы. И такое возможно: ведь машина может сломаться, ее могут заправить некачественным бензином.
- Почему человек должен проходить проверку, если у него есть талон техосмотра? Я могу отказаться от ваших услуг?
- Нет, не можете. Каждый, кого остановил инспектор, обязан пройти проверку. Талон выдается на целый год, а за это время может произойти все, что угодно. К тому же мы штрафуем за другие нарушения правил дорожного движения, за езду в нетрезвом виде или отсутствие страховки, например.
- Водители говорят, что вы как-то специально давите на педаль газа, когда проверяете дизельные авто. Они могут делать это сами или это обязанность инспектора?
- Водитель и сам может давить на педаль, если хочет. Но ведь он должен смотреть на показания приборов, поэтому на газ жму я и делаю все по правилам. А возмущаются люди из-за того, что попросту их не знают. Многие думают, что бензиновые и дизельные машины проверяют одинаково, хотя к ним совершенно разный подход.
- А еще говорят, что на приборах есть специальная кнопка, нажимая на которую, можно получить выгодные для вас данные...
- Мы вообще не нажимаем ни на какие кнопки, замеры происходят автоматически. На постах используется новая техника, которую периодически проверяют экологические службы.
- Ваши посты можно объехать?
- Всегда можно найти лазейку. Но бегать до бесконечности не получится.
В ТЕМУ:
Где находятся экопосты?
‰ Трасса Алматы - Бишкек, 13-й километр
‰ ул. Северное кольцо - автоцентр “Камаз”
‰ ул. Северное кольцо - пос. Карасу
‰ ул. Жансугурова - Капшагайский мост
‰ пр. Рыскулова - Кульджинский тракт
‰ пос. Кок-Кайнар-ул.Абая
‰ Автодорога между микрорайонами “Шанырак” и “Ожет”
‰ Талгарский тракт - мкр. “Думан”
‰ ул. Майлина - кольцо (озеро)
‰ Илийский тракт - 70-й разъезд
‰ Восточная объездная дорога
(от ул. Сахиева до ул. Николаева)
‰ ул. Северное кольцо
(от ул. Бокейханова до ул. Бурундайская)
Пока в стационарном режиме работает только пост на Талгарском тракте, но к концу года оборудуют и 10 его “собратьев”.
Бензиновые двигатели проверяют
при помощи газоанализатора.
Как должны проверять машину?
Дизель. Дать команду водителю разогнать двигатель от холостых оборотов до максимальных перемещением педали подачи топлива за 0,5 - одну секунду до упора. Удерживать ее в таком положении две-три секунды, затем отпустить. Повторить операцию несколько раз для очистки выпускной системы авто. Сразу же приступить к измерению дымности. Установить специальную трубку в выпускную систему машины и разогнать двигатель аналогично шесть раз подряд с интервалом 8-10 секунд. В паузах между ускорениями на дисплее измерителя дымности “МЕТА - 01МП” появится результат.
Бензиновый двигатель. Здесь все гораздо проще. Такие машины проверяют при помощи газоанализатора “Автотест-01.03М”. В выхлопную трубу вставляют специальный шланг и на холостом ходу замеряют уровень выбросов в атмосферу оксида углерода (CO) и углеводородов (CH).
Данные на дисплее появляются автоматически.
Какой штраф придётся оплатить?
Если водитель попался первый раз: два МРП - 3462 тенге.
Второй штраф в течение года: пять МРП - 8655 тенге.
При допущении третьего нарушения в течение года нужно будет заплатить те же 8655 тенге, к тому же суд может лишить вас прав на полгода.
Почти две тысячи человек уже имеют два штрафа за превышение норм выбросов выхлопных газов. Правда, тех, кого за это лишили прав, пока нет.
Уже попали
За полгода было проверено почти 25 тысяч машин. В двадцати тысячах были выявлены нарушения: превышение норм СО, СН - 17942 автомобиля, превышение дымности отравляющих газов - 2213. Большая часть вонючих машин - иногородние, почти 14,5 тысячи. Остальные пять с половиной - алматинские авто. Сумма наложенных штрафов - почти 80 миллионов тенге, правда, нарушители пока оплатили чуть больше 26 миллионов.
Дизель проверяют
на дымность при помощи специальной трубки.
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
11.07.2013