Катание по мукам
Участницы эксперимента (слева направо) Алия Бисенбаева, Сабина Касымова и Мария Тарасова.
Алматинский общественный транспорт труднодоступен для людей с ограниченными возможностями. К такому выводу пришли сотрудницы общественного объединения “Ассоциация женщин с инвалидностью “Шырак”, которые на днях попытались самостоятельно проехаться по городу в автобусах, троллейбусах и метро.
Тестировали общественный транспорт три девушки, передвигающиеся исключительно на инвалидных колясках.
- Мы решили проверить, насколько общественный транспорт доступен инвалидам, - объяснила смысл акции заместитель председателя “Шырака” Алия БИСЕНБАЕВА. - У нас в городе есть “Инватакси”, но воспользоваться им человек с ограниченными возможностями может всего один раз в день. То есть инвалида отвезут на работу утром и вечером доставят домой. Если мне нужно съездить еще куда-то, это уже своими силами. К тому же по субботам и воскресеньям они не работают. А ведь инвалидам тоже хочется съездить в парк, кино, встретиться с друзьями...
- И как же вы справляетесь?
- Я сама за рулем. У меня машина на ручном управлении. Правда, есть трудности - чтобы положить коляску в багажник, нужно кого-то просить.
Стартовали они с остановки на пересечении улиц Тимирязева и Байзакова. Первыми на троллейбусе маршрута № 11 отправились в путь Алия Бисенбаева и Мария ТАРАСОВА. Водитель, увидев инвалидов, отреагировал весьма адекватно: побежал откидывать пандус. Правда, пандусом этим, судя по всему, пользуются нечасто - на то, чтобы открыть замок, у водителя ушло несколько минут. Но, в принципе, особых проблем с тем, чтобы попасть в троллейбус, у сотрудниц “Шырака” не возникло. В пути девушки заметили, что в троллейбусе нет ремней безопасности и не объявляют остановки. Впрочем, водитель быстро исправился, когда ему об этом напомнили. Плюс ко всему в троллейбусе нет специальных мест для колясок, поэтому Алие Бисенбаевой пришлось расположиться возле валидатора, из-за чего другим пассажирам было сложно к нему подойти. На проспекте Абая Алия вышла из троллейбуса, чтобы пересесть на автобус маршрута №32. Однако попасть в него она так и не смогла - угол наклона пандуса оказался слишком крутым. Пришлось ей снова садиться в троллейбус, чтобы добраться до станции метро “Абай”. Тут ее уже ждала Мария Тарасова, приехавшая немного раньше, а затем подоспела и Сабина КАСЫМОВА, тоже протестировавшая маршрут №11. Кстати, на этот раз подъехать вплотную к бордюру ни один троллейбус не смог из-за припаркованной прямо на остановке машины. Пришлось девушкам скатываться по пандусу под углом примерно в 30 градусов.
На станции метро с помощью переговорного устройства девушки сообщили, что им нужен подъемник. Сотрудник метро появился через несколько минут и вызвал подъемник. Устройство это, как оказалось, двигается медленно. К тому же почти сразу возникла какая-то техническая неисправность, которую, впрочем, довольно быстро устранили вызванные механики. Одну из девушек сотрудники метро спускали по лестницам с помощью гусеничного подъемника, управляемого вручную. В общей сложности инвалидам пришлось преодолеть две лестницы до входа на станцию метро, эскалатор, а затем еще две лестницы. С эскалатором возникли сложности - в метро есть специальные платформы для перевозки инвалидов, к которым инвалидные коляски крепятся ремнями. Но, как выяснилось, прикрепить можно только стандартную коляску, а такая была только у Сабины Касымовой. Нужно отдать должное работникам станции - они отнеслись к девушкам с пониманием и всеми силами старались им помочь.
- Инвалиды на метро ездят нечасто, - говорит начальник станции “Абай” Ерлан БОРАНБАЕВ. - У нас на станции есть специальный сотрудник, в обязанности которого входит помощь инвалидам. Но если он не справляется, ему помогают и другие сотрудники.
В итоге маршрут от входа в метро до посадочной платформы девушки преодолели ровно за полтора часа. Попасть в поезд без посторонней помощи тоже не получилось. На конечной станции “Алатау” дело пошло немного быстрее - здесь есть лифты, ведущие прямо на улицу. В целом же поездки по городу показались сотрудницам “Шырака” весьма утомительными.
- С метро есть сложности, прежде всего потому человек теряется и не знает, что делать, - сказала Сабина Касымова. - Но сотрудники метро очень дружелюбны и готовы помочь. А вот с автобусом и троллейбусом возникли проблемы, потому что водитель не знает, как пользоваться пандусом. К тому же там нет специальных мест для инвалидов. Тем не менее мы будем ездить и на метро, и на других видах транспорта, потому что вынуждены.
Припаркованная прямо на остановке машина не позволила троллейбусу подъехать к бордюру вплотную.
Сабина Касымова призналась: спускаться по эскалатору немного страшно.
Без посторонней помощи трудно попасть в вагон метро.
В метро есть специальные места для инвалидов.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
10.07.2013