8326

Дела гаражные

Сколько в Алматы гаражей - металлических и капитальных, добротных и сделанных на скорую руку, - точно не скажет никто. Все ли из них оформлены по правилам - тоже никому не ведомо. Что делать тем, для кого гараж, собственный или просто расположенный во дворе, стал причиной бед и мытарств?

Сносить...

Пенсионер Ерик АМАНТАЕВ (на снимке)проводит для меня небольшую экскурсию по своему двору. В нескольких метрах от жилых домов №71 и 73 по улице Шагабутдинова - “батарея” металлических гаражей. Штук тридцать - не меньше. Доброт­ные конструкции с увесистыми замками и забетонированными крышами, которые и в прямом, и в переносном смысле не дают покоя местным жителям.
- Моя квартира находится в крайнем подъезде, и я ощущаю все “прелести” такого соседства, - сетует Ерик. - Машины подъезжают в любое время суток: шум, гам, свет фар, грохот ворот. Я не могу открыть окна и отодвинуть шторы - спать невозможно.
Первый гараж, по воспоминаниям Ерика, здесь появился еще в советские времена. Постепенно к нему пристраивали все новые и новые. Правда, кто сейчас владеет большинством этих автодомов, выяснить не так-то просто - Ерик пытается это сделать уже несколько лет. На картах Алматы эти гаражи не значатся, на их месте - белое пятно. Объединены ли они в кооператив, тоже неизвестно.
- Я писал на сайт акима Алматы, обращался в районный акимат и управление земельных отношений города, - рассказывает Амантаев, - и даже на блог Кариму МАСИМОВУ, когда тот был премьер-министром, но так и не выяснил, кому принадлежат эти гаражи. В личных беседах чиновники признавались, что в подобных делах слишком много мороки - снести незаконный гараж не так-то просто. Поэтому никто не хочет связываться, из всех инстанций приходят отписки. Например, через сайт акимата Алматы мне ответили: “Данный вопрос должен решаться в судебном порядке”.
Амантаев добивается того, чтобы вокруг злополучных коробок хотя бы установили ограждение. Тогда здесь не смогут ездить посторонние машины и порядка станет больше. Он сомневается и в том, что все гаражи узаконены.
- Есть ли на них документы? Платят ли их владельцы налоги? - спрашивает пенсионер. - Я в этом сильно сомневаюсь. Но никому до этого, похоже, нет дела.

… или не сносить?

Мухтар БАЙГАЗИН (на снимке слева)тоже алматинец и тоже пенсионер. Владелец примерно такого же, как в первой истории, металлического гаража. Законопослушный и ответственный гражданин, который привык все делать по правилам. Это качество и подвело нашего героя.
- Гараж я купил в 2001 году, - рассказывает Мухтар Оразжанович. - И с тех пор дважды продлял договор аренды. В 2011-м я в очередной раз пошел в земельный комитет, чтобы сделать это и в третий раз. Но мне сказали, что все не так просто, как раньше. Я сдал документы и стал ждать.
Через три месяца Байгазину пришло уведомление о том, что договор аренды продлен не будет и он обязан освободить землю, на которой стоит злополучный гараж. В документах было указано, что он находится на красной линии и под ним проходят коммуникации.
- Судя по тем планам, которые мне предоставили, мой гараж не стоит на красной линии, - уверяет пенсионер. - Думал, придут ко мне из земельного комитета, я им докажу. Но я никого из их специалистов не видел, да и в последующих документах, которые мне присылали, эта линия больше не упоминалась.
Гараж Байгазина второй в линейке из одиннадцати гаражей. Почему под снос попал именно он, непонятно. Мужчину, у которого вторая нетрудоспособная группа инвалидности, пытаются привлечь к административной ответственности за нарушение прав государственной собственности. Он должен был выплатить штраф в размере 86 тысяч тенге и самостоятельно убрать гараж. Недавно из-за процессуальных нарушений это решение было отменено. Но Байгазин не сомневается, что его оппоненты все же доведут дело до конца и ему придется выплатить эту сумму.
- Это называется - нашли крайнего, - разводит руками Мухтар Оразжанович. - Кто проверял, все ли гаражи, которые стоят рядом с моим, находятся там на законных основаниях? Думаю, что никто. Почему хотят убрать только мой гараж, хотя он находится даже не с краю? Не пошел бы я продлять договор аренды, у меня не возникло бы никаких проблем. Получается, что в нашей стране невыгодно быть законопослушным.
Как оказалось, прямой инвентаризации, во время которой можно было бы подсчитать количество гаражей и выяснить, на законных ли основаниях они стоят в наших дворах, в Алматы давно не проводили. Процедура эта длительная и дорогостоящая. Сносить действительно очень хлопотно. Судебные тяжбы могут длиться годами. И чаще всего попадает в поле зрения лишь тот, кто сам приходит в земельный комитет, в чьем ведении и находятся все гаражи. Поэтому здесь и призывают граждан к сознательности:
- База государственного земельного кадастра в основном пополняется за счет информации, которую предоставляют граждане, решившие оформить свои гаражи, - говорит начальник отдела нормативного и информационного обеспечения управления земельных отношений города Алматы Владимир ЯКОВЛЕВ. - Так что я призываю всех вовремя оформлять документы на свою собственность. Что касается первой истории, то в базе значатся лишь три гаража, которые зарегистрированы по всем правилам. Остальные нужно взять на учет как бесхозные. Через год суд должен принять решение о их сносе за счет бюджетных средств. Но думаю, что за это время найдутся хозяева этих гаражей. У них есть хоть какие-то документы на эти постройки, пусть даже советского образца. Они, не откладывая на потом, должны прийти в земельный комитет и оформить все надлежащим образом. Тогда не возникнет никаких проблем. Но, конечно, хозяева гаражей не должны забывать о тех, кто живет рядом: не мусорить, не фарить в окна, не сигналить. А второму вашему герою я бы посоветовал еще раз написать заявление и обратиться к нашим специалистам, нужно разобраться в ситуации.

Справка

Как оформить гараж
Владелец должен написать заявление на имя акима Алматы в свободной форме и отправить его в акимат города по почте или занести в канцелярию. В заявлении указать адрес, ИНН, фамилию и имя владельца. Приложить копии право-устанавливающих документов, которые были выданы ранее. Обычно это договор купли-продажи или разрешение, выданное городскими властями. Если они были утеряны, написать об этом в заявлении. Владелец гаража должен оплатить налоги на землю и имущество. Санк­ции применяются лишь к тем, кто самовольно возвел гаражи. Тех же, у кого на них есть хоть какие-то документы, обычно не наказывают. Впрочем, как показывает жизнь, теория не всегда соответствует практике.

Оксана Акулова,  фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

04.07.2013

Поделиться
Класснуть