Темирбай АХМЕТОВ: Охранной грамоты теневикам не будет!
Очередной скандал в военизированной железнодорожной охране (ВЖДО): по представлению главного транспортного прокурора Казахстана Ибрая ТЛЕУГАЛЕЕВА сразу три вице-президента АО “ВЖДО”, два исполнительных директора, руководители филиалов в Семее и Атырау и еще ряд начальников сняты с занимаемых должностей. К слову, такая масштабная кадровая чистка в крупнейшей в стране охранной структуре проводится впервые.
Транспортные прокуроры серьезно взялись за проверку деятельности военизированной железнодорожной охраны еще в начале года, когда там сменилось руководство. И вот итоги: прокурорами выявлены многочисленные системные нарушения требований законодательства об охранной деятельности со стороны “железнодорожных генералов”, что прямо связано с ростом хищений грузов на железнодорожном транспорте. Статистика красноречива: если за прошлый год по фактам краж возбуждено 151 уголовное дело, то только за 2 месяца нынешнего уже расследуется 55 дел.
По данным Главной транспортной прокуратуры, немалая доля хищений приходится на станцию Достык, что на границе с Китаем в Алматинской области. В “черный список” прокуроров также попали Карагандинская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области.
Мы неоднократно писали о том, что в кражах зачастую замешаны не только рядовые охранники. Сейчас близится к завершению расследование уголовного дела против бывшего вице-президента ВЖДО Нуржана ШЫНЫБЕКОВА, которого финполовцы подозревают в хищении более 236 миллионов тенге. Кроме него, обвинения предъявлены еще нескольким сотрудникам военизированной железнодорожной охраны (об этом наша газета рассказала еще в апреле - см. “Ох, рьяно крадет охрана!”, “Время” от 2.4.2013 г.).
Именно после той нашей публикации проверкой деятельности военизированной железнодорожной охраны занялись сотрудники транспортной прокуратуры, ревизоры из КТЖ и аудиторы. Факты весьма любопытны: бывшие железнодорожные бастыки создали три частные охранные фирмы, вывели основную часть договоров по охране нефтепродуктов на эти компании, но фактическую охрану грузов осуществляли силами караульных команд ВЖДО, что подтверждается актами приема-передачи грузов ГСМ с подписями и печатями вохровцев.
Как выяснилось, с большинством из действующих и бывших бастыков после нашей публикации и прокурорской проверки акционеры ВЖДО расстались.
Чтобы понять, почему крупнейшую в стране охранную компанию почти со столетним опытом работы сотрясают скандалы, мы побеседовали с нынешним руководителем ВЖДО Темирбаем АХМЕТОВЫМ (на снимке).
- Специфика нашей деятельности такова, что именно бывшие сотрудники транспортной полиции лучше других знают все тонкости на железной дороге, включая сохранность и безопасность перевозимых грузов, - говорит он. - Я сам начинал инспектором в транспортной милиции и дослужился до начальника департамента МВД на транспорте в звании полковника. Мои ныне уволенные заместители тоже служили в органах внутренних дел в больших чинах. Прямо скажу: в январе после назначения президентом ВЖДО я начал кадровую чистку. Сейчас из всех перечисленных в вашей апрельской публикации вице-президентов остался лишь Болат КАБДОЛДИН - остальные освобождены от занимаемых должностей.
- Темирбай Блялович, можете назвать причины, по которым вы уволили своих заместителей - вчерашних коллег по МВД? Не секрет, что за каждым из них стоят весьма влиятельные персоны...
- Не было должного контроля за подчиненными. Кроме того, я хочу добиться прозрачной деятельности компании. Меня не устраивает, что частные охранные фирмы заключают договоры на сопровождение и сохранность груза, а проводят эту работу силами бойцов ВЖДО. Считаю, что необходимо основательно почистить не только региональные филиалы, но и центральный аппарат. Естественно, многих подчиненных такой подход не устраивает, начинают строчить жалобы.
- Выходит, ваши теперь уже бывшие заместители каким-то образом причастны к тем схемам, о которых мы писали?
- Об этом станет известно после судебных решений. На сегодня мы не можем подозревать кого-либо, а уж тем более вешать на него ярлык преступника. Но некоторые факты подтвердились: по филиалу в Семее расследуется уголовное дело, этот филиал мы закрыли, создав новый в Усть-Каменогорске. Некоторых сотрудников, уволенных прежними руководителями, я восстановил - они профессионалы, когда-то не пожелавшие идти на поводу у создателей теневых схем, за что и поплатились.
- На железной дороге продолжают работать ТОО “Cargo security”, “Транс кузет” и “Железнодорожная охрана”, которые занимаются сопровождением и сохранностью грузов. Фирмами, кстати, руководят ваши коллеги по ВЖДО. Вы знаете, что они действуют на два фронта?
- Анатолий СЕМИН, Юрий ДИБЕЛОВ и другие ушли из ВЖДО в один день. Насколько мне известно, финансовая полиция еще работает по этим направлениям. Я сам обратился в МВД с просьбой проверить деятельность 16 охранных фирм, работающих на железной дороге. Конечно, легче открыть фирму, нанять пару менеджеров и бухгалтера и использовать для сопровождения наших бойцов. Но я противник таких схем и приложу все усилия, чтобы наша деятельность была прозрачной.
- Уверены, что получится?
- Мы каждой смене разрабатываем номерные штампы, чтобы потом могли точно знать, какая стрелковая команда пошла на поводу у таких фирм. Отныне начальники команд и караулов будут нести персональную ответственность, а выводы последуют самые суровые. Если охранные фирмы хотят работать, речи нет, но тогда у них должны быть свои стрелковые команды, техника, офисы и специальные помещения для хранения оружия.
- Серьезной критике транспортные прокуроры подвергли ваших сотрудников со станции Достык. Очевидно же: когда через рядовых бойцов проходят миллиардные партии товара, а они видят, что на границе берут на лапу все службы, удержаться от соблазна заработать легкие деньги непросто...
- Решается вопрос о создании на Достыке отдельной структуры, подотчетной центральному аппарату ВЖДО, а не алматинскому филиалу. На приграничной станции самый крупный железнодорожный переход, в сутки проходят десятки составов, и без должного контроля хищений не избежать.
- Темирбай Блялович, едва сев в кресло, вы уволили заместителей, теперь добрались до региональных филиалов. Но одного вашего желания почистить авгиевы конюшни мало - где крутятся большие деньги, там всегда найдутся влиятельные покровители теневых схем. Не боитесь последствий?
- Раз мне акционеры доверили этот пост, буду работать. Заместителям, с которыми расстался, прямо сказал: рахмет за службу, но вы не оправдали моего доверия. Возможно, когда-нибудь и мне скажут: господин Ахметов, вы не справились с задачей - пора расстаться. Цепляться за должность не стану - для меня честь мундира - что полицейского, что железнодорожного - не пустой звук...
Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено пресс-слуюбой АО “ВЖДО”, Алматы - Астана
От редакции Такое рвение г-на Ахметова достойно похвалы. Вот только не разойдутся ли его слова с делами? Наша газета не раз писала о кражах с железнодорожных составов, совершенных именно сотрудниками ВЖДО. Так называемые вохровцы тащат все, что под руку попадет. Скажем, в апреле прошлого года сотрудники ВЖДО оказались причастными к краже 71 стиральной машины на станции Достык - ущерб 600 тысяч тенге (см. “Чужие здесь не воруют”, “Время” от 14.4.2012 г.). Еще одна караульная команда вохровцев украла 91 монитор, причинив ущерб предпринимателю на 10 тысяч долларов (см. “Китайская грамота”, “Время” от 18.4.2012 г.). На охраняемой станции Жезказган злоумышленники похитили 123 тонны медного концентрата, причинив ущерб корпорации “Казахмыс” на десятки миллионов тенге (см. “Как мухи на медь”, “Время” от 28.11.2012 г.). И в том случае оказались замешаны вохровцы. Список можно продолжать...
И всякий раз “генералы железнодорожной охраны” клятвенно обещали навести железный порядок - избавиться от нечистых на руку бойцов, добиться полнейшей прозрачности в работе охранной структуры. Но фактов краж с участием сотрудников ВЖДО меньше почему-то не становится. Это вам подтвердят те же транспортные прокуроры.
Сумеет ли очередной глава ВЖДО ответить за свои красивые слова - покажет время...
19.06.2013
За сохранность перевозимых грузов бойцы ВЖДО несут персональную ответственность.