На стаже родины
Турсынбек ОМУРЗАКОВ, депутат мажилиса: Повышение пенсионного возраста женщин - самый примитивный способ решения финансовых проблем государства
Сокращение республиканского бюджета - вынужденная мера, а вот повышение пенсионного возраста женщин - искусственно раздутая, у которой есть менее болезненные альтернативы, считает депутат, член комитета мажилиса по финансам и бюджету Турсынбек Омурзаков (на снимке). В интервью газете “Время” он поделился мнением, как можно решить проблемы в пенсионной системе и за счет чего оптимизировать государственные расходы.
- Турсынбек Казенович, расходы республиканского бюджета 2013 года урезали на 121,3 миллиарда тенге. Как заявил глава Минэкономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ, это беспрецедентная мера за последние девять лет. Неужели сейчас экономическая ситуация в Казахстане хуже, чем в кризисных 2008-2009 годах?
- Уточнение бюджетных параметров - это ответ правительства на текущую экономическую ситуацию в стране и мире. Сказываются кризисные события в Европе, США и Китае. Но если сравнивать с кризисом 2008-2009 годов, то для Казахстана в отличие от многих развитых стран ситуация более благоприятная. По-прежнему прогноз роста национальной экономики сохраняется на уровне шести процентов.
Расходная часть бюджета уменьшается в первую очередь за счет сокращения условно финансируемых затрат в сумме 200 миллиардов тенге (это расходы, предусматриваемые только при очень благоприятных экономических условиях, они не считаются обязательными. - Л. Б.). Между тем оптимизация бюджета позволит дополнительно направить порядка 138 миллиардов тенге на реализацию приоритетных госпрограмм.
- А как же 219,3 миллиарда тенге, которые, по данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, использованы правительством в 2012 году неэффективно? Может, это тоже стало причиной затягивания поясов? И кто должен быть в ответе?
- Да, проблема неэффективного использования средств по-прежнему актуальна. По итогам 2012 года остались абсолютно неиспользованными 41,6 миллиарда тенге, хотя могли быть потрачены на социальную сферу. Огромные суммы не осваиваются из-за элементарной неспособности администраторов бюджетных программ своевременно провести конкурсные процедуры по госзакупкам. Кроме того, в процессе планирования администраторы бюджетных программ стараются выбить как можно больший объем финансирования, порой даже не понимая, как будут реализовывать запланированные мероприятия. У них нет четкого механизма и плана исполнения, поэтому они и не могут выполнить намеченное, а потом приходится осваивать средства вдогонку. В прошлом году Министерство финансов не освоило 23,6 миллиарда тенге, в том числе в рамках программы оздоровления конкурентоспособных предприятий. МЧС не осилило 5,2 миллиарда, предусмотренных на строительство объектов защиты. МВД не освоило 2,6 миллиарда, Минсельхоз - 2,4 миллиарда тенге...
Скоро мы будем принимать поправки в бюджет 2013 года. По отдельным мероприятиям и проектам расходы увеличатся, а на их исполнение останется всего… полгода. Так вот: за неэффективное использование бюджетных средств администраторы бюджетных программ, считаю, должны нести соответствующее наказание. Бюджетным кодексом предусмотрено, что за неосвоение бюджетных средств отвечает первый руководитель. Поэтому с акимов, министров должен быть жесткий спрос за каждую тиынку! Но пока я этого не вижу. Надеюсь, в дальнейшем мы с депутатами добьемся принятия законопроекта, согласно которому чиновники за неосвоенные миллиарды будут не просто получать замечания, а нести хотя бы дисциплинарную повинность.
- Государственные расходы хотят оптимизировать, правда, в будущем еще и за счет повышения пенсионного возраста женщин. Однако некоторые эксперты утверждают, что это не решит проблему экономии госбюджета. Вы с этим согласны?
- Нет, повышение пенсионного возраста все-таки позволит сэкономить значительные бюджетные средства. Но с социальной точки зрения повышение пенсионного возраста женщин несправедливо (кстати, по информации пресс-службы мажилиса, Т. Омурзаков воздержался при голосовании по поводу пенсионных законопроектов. - Л. Б.). Это самый примитивный способ решения проблем в пенсионной системе! Вообще возраст не должен быть обоснованием выхода человека на пенсию. Надо учитывать профессию женщины, ее семейное положение. Ведь многие из них уже не в силах работать после 58 лет. Наиболее гибкий регулятор, как я считаю, - это трудовой стаж.
Поясню: сейчас стаж берется в расчет только для исчисления размера пенсионных выплат. То есть по нынешнему законодательству и женщина, проработавшая до 1998 года всего полгода, и со стажем 30 лет выйдут на пенсию в одинаковом возрасте - 58 лет. Более справедливо установить определенный стаж работы, например 25 лет, позволяющий выйти на пенсию хоть в 45, хоть в 50 лет.
Кроме того, увеличение пенсионного возраста никак не увязано с демографической ситуацией. Если в Европе, которую нам ставят в пример, население стареет, то у нас активно растет рождаемость, стабильный естественный прирост населения: ежегодно он составляет около 230 тысяч человек. В нашей стране есть кому работать. У нас 2,7 миллиона самозанятых, молодежь с трудом находит работу, а люди предпенсионного возраста сталкиваются с открытой дискриминацией при приеме на работу. Учитывая текущую демографическую ситуацию, мы вполне можем обеспечить приемлемый уровень пенсий без повышения возраста! Есть масса механизмов повысить устойчивость пенсионной системы. Например, привлечь к накопительной пенсионной системе самозанятых, активизировать добровольные пенсионные взносы, корпоративные профессиональные пенсионные взносы. Но потенциал накопительной пенсионной системы используется слабо.
- Какие способы оптимизации государственных расходов предложили бы вы?
- Например, существенно сократить расходы на содержание квазигосударственного сектора. Президент не раз критиковал правительство за чрезмерную увлеченность созданием юридических лиц с участием государства, однако их количество не уменьшается. Народные деньги оседают в руках коррупционеров во время государственных закупок. А все из-за того, что у нас по сей день нет прозрачного механизма госзакупок, который позволит сэкономить миллиарды тенге. И, наконец, пора, как уже не раз отмечал президент, отказываться от строительства дорогостоящих проектов. Ведь вместо одного роскошного детского сада с бассейном можно построить три типовых - качественно и намного дешевле.
- А может, действительно пора вводить налог на роскошь и заставить... да того же министра экономики и бюджетного планирования Ерболата ДОСАЕВА, чье состояние в прошлом году, по данным Forbes Kazakhstan, оценивалось в 102 миллиона долларов, поделиться с казной?
- Ну состояние министра Досаева мне неизвестно. А вообще налогообложение, при котором богатый платит больше, - это отличная общемировая практика. То, что предложил мой коллега Жамбыл Ахметбеков - ввести налог для богачей, чей ежегодный доход составляет не менее 200 тысяч долларов, - представляет собой переход к прогрессивному подоходному налогообложению. Во Франции вообще хотят ввести 75-процентный налог на доходы свыше 1 миллиона евро в год! У нас же все платят только 10 процентов независимо от величины доходов. С точки зрения социальной справедливости прогрессивная шкала налогообложения необходима Казахстану. В прошлом году я уже обращался с запросом к министру финансов о введении прогрессивного подоходного налога. Но ответ был отрицательным - думаю, из-за угрозы, что люди начнут уходить в тень, скрывая свои реальные доходы. Возможно, к вопросу о так называемом налоге на роскошь мы еще вернемся после введения всеобщего декларирования доходов.
- Недавно глава Агентства по делам религий Кайрат ЛАМА ШАРИФ по совету председателя республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при партии “Нур Отан” сенатора Оралбая АБДИКАРИМОВА решил поучаствовать в акции для госслужащих “Начни с себя” и рассказал СМИ о своих доходах и нажитом имуществе. А вы готовы поведать газете “Время” и всему народу о своих сбережениях, недвижимости?
- На этот вопрос я отвечу, как только в Казахстане законодательно будет принято обязательное всеобщее декларирование доходов и расходов.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана