Заприте дверь - пришёл чиновник
Четвертый год карагандинская пенсионерка Асия ОСПАНОВА пытается привлечь к ответственности сотрудника областного акимата. У нее есть заключение судмедэксперта о полученной в схватке с чиновником травме и целая стопка бумаг: отписки из полиции, прокуратуры и финпола. Недавно к ним прибавились еще и судебные документы. Раздосадованный упорством бабушки госслужащий подал на нее судебный иск о защите чести и достоинства. Оспанова этот процесс проиграла, но не теряет надежды на то, что однажды все-таки добьется справедливости.
23 октября 2009 года около десяти часов вечера в квартиру пенсионерки постучали и представились соседями. Хозяйка открыла дверь, на пороге стояли трое молодых людей. Слово за слово - и...
- Они стали прорываться внутрь, требовали отдать им какие-то деньги, - вспоминает Асия Оспанова. - Я пыталась их удержать, в итоге они повредили дверь и о косяк сломали мне руку. На шум отреагировали соседи, по их вызову приехали полицейские. Всех забрали в отделение. Там и выяснилось, что один из нападавших - Нурлан МАУКУЛОВ (на правом снимке) - работал в тот момент главным специалистом отдела торговли и внешнеэкономических связей в управлении предпринимательства и промышленности Карагандинской области.
Сотрудники Юго-Восточного отдела полиции (ОП) шахтерской столицы приняли от Оспановой заявление, медэкспертиза диагностировала у нее ушиб левого плечевого сустава и закрытый вколоченный перелом головки левой лучевой кости. Полицейские сначала возбудили уголовное дело по статье 104 УК (нанесение телесных повреждений средней тяжести), но чуть позже переквалифицировали его на статью 327 (самоуправство). Расследование явно волокитилось, а в сентябре 2010 года следователь и вовсе вынес постановление о прекращении уголовного дела с формулировкой “за отсутствием состава преступления”. Согласно показаниям Маукулова, никакого рукоприкладства по отношению к пенсионерке он не совершал. В день конфликта он позвонил в дверь Асии Оспановой, чтобы забрать магнитный ключ от нового лифта - всего-то навсего...
Тем не менее Асия Мукановна легко сдаваться не собиралась. Ее обидчик тоже не сидел сложа руки.
- Чего только за это время не происходило, - вспоминает бабушка. - В какой-то день меня неожиданно вызвали в управление по борьбе с организованной преступностью. Оказалось, Маукулов заявил им, будто я вымогаю у него деньги! Я захожу к ребятам в кабинет, а они только ахнули: “Ой, татешка, мы думали, речь идет о матерой аферистке...”. В общем, обвинить меня в мошенничестве у него не получилось. Наоборот, он предлагал мне деньги в качестве откупных. Я наотрез отказалась их брать. Во-первых, потому что они мне не нужны. А во-вторых, опасалась, что он запросто может меня выставить вымогательницей.
А совсем недавно Нурлан Маукулов обратился в суд с требованием наказать Оспанову за распространение сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. К слову, за это время он пошел на повышение и теперь занимает пост начальника отдела недропользования и лицензирования при управлении предпринимательства и промышленности Карагандинской области. В своем заявлении чиновник ссылался на письма Оспановой, в которых она якобы сообщала, что “Маукулов занимается бандитизмом”, “подкупом сотрудников прокуратуры и суда”, а также “является главарем преступной группировки”. По его мнению, эти сведения не соответствуют действительности и дискредитируют его в глазах общественности. Чтобы наказать пенсионерку, он попросил суд взыскать с нее 100 тысяч тенге в качестве компенсации за моральный вред. Деньги в случае победы чиновник благородно намеревался перевести на счет интерната для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, попросил обязать ответчицу опровергнуть указанные выше сведения посредством направления письма в адрес акима Карагандинской области с официальными извинениями.
- Меня этот иск возмутил! - говорит Асия Оспанова. - Ни в каких заявлениях и жалобах я конкретно не обвиняла Маукулова в бандитизме и подкупе. Там были лишь мои предположения, я задавала прокурорам схожие вопросы, чтобы они проверили информацию. При этом я не обращалась в средства массовой информации. А сообщение каких-либо сведений в полицию, прокуратуру, акимат не может признаваться распространением - так записано в документах Верховного суда.
Тем не менее 1 апреля этого года судья Казыбекбийского райсуда №2 Караганды Ж. ГАЛИЕВА вынесла решение в пользу чиновника, уменьшив сумму морального ущерба до 50 тысяч тенге. Возможно, сыграло свою роль то обстоятельство, что Оспанова получает минимальную пенсию.
Бойкая бабушка с таким исходом не смирилась - подала апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию, подчеркнув, что последнее перед вынесением решения заседание, опрос свидетелей, прения сторон провели без ее участия. А 29 апреля судья Галиева вызвала ответчицу в суд повесткой, в которой было написано следующее: “об исправлении в решении и замечаний на протокол”.
К какому финалу придет эта история, пока непонятно. Тем временем родственники Асии Оспановой успели дойти до Генпрокуратуры, откуда в Карагандинскую областную прокуратуру спустили директиву: “Разобраться”. 11 апреля пенсионерке пришло письмо от первого заместителя прокурора области М. МУХАМБЕТКАЗЫ. В нем сообщалось, что прокуратурой области постановление о прекращении уголовного дела против Нурлана Маукулова и его родственников, позвонивших в тот злополучный день в дверь Оспановой, отменено как незаконное. Сейчас уголовное дело передано в Юго-Восточный ОП для проведения расследования, его ход взят на контроль.
В акимате области до окончания расследования предпочитают не комментировать ситуацию.
Ирина МОСКОВКА, фото из социальной сети, Караганда