И на свекровь есть управа
Наперекор людской молве и дремучим традициям эта маленькая хрупкая женщина отчаянно борется за право называться матерью собственного дитя. А ведь каких-то пару лет назад Гулидахан АЛЬМЕТОВА не то что противостоять супругу и свекрови, даже глаза на них боялась поднять, потому что сноха в этих краях - существо бесправное и бессловесное.
Замуж Гулидахан вышла в 20 лет. По местным меркам это поздно. В ее родном кишлаке Карасу, что в Сайрамском районе, девушек в чужой дом забирают, едва они достигнут совершеннолетия, а то и раньше. Здесь девочек к замужеству готовят с детства. В сознании юной барышни должна четко отпечататься лишь одна мысль: ее главное предназначение на этой земле - беспрекословно служить мужу и его родне. Невестка обязана просыпаться не позже 6 утра, чтобы к тому времени, когда проснется ее хозяин (именно так здешние женщины называют своего супруга), успеть вымести дочиста двор, подоить коров-коз, накормить прочую живность, раскочегарить самовар и приготовить завтрак. Делать все это следует тихо, чтобы не нарушить утренний сон домочадцев. Весь день сноха должна трудиться не покладая рук и укладываться спать после того, как все в доме уснут. Проявлять недовольство, обиды и усталость запрещено, иначе не избежать мужниных тумаков. Эту науку Гулидахан выучила наизусть.
Через год после свадьбы молодая невестка родила девочку. Малышку назвали Райхоной, что в переводе с узбекского означает “красивая”. Гулидахан надышаться на своего ангелочка не могла, а бабушка Райхоны, мама ее отца, таяла от умиления при виде внучки. Всю нерастраченную любовь и заботу эта в общем-то еще молодая, но одинокая 44-летняя женщина выплеснула на младенца.
- Вроде все было хорошо, и зимой 2011 года я родила вторую дочь, - вспоминает Гулидахан. - Вот только после рождения Севинч начались проблемы. Муж стал часто бить меня, свекровь всегда была на его стороне. В один такой день после драки Миролим (муж Гулидахан. - З.М.) усадил меня в драном халате, босую, с двумя детьми в машину и отвез к моим родителям. Там он сказал, что мы ему не нужны, и уехал.
Через неделю-две мужчина одумался и забрал жену и дочерей. Гулидахан хотелось верить, что счастье вернулось в ее жизнь. Муж и его мать старались не разрушать этой иллюзии и даже предложили переписать на Райхону принадлежащий свекрови бутик в сельском универмаге. Молодая женщина согласилась, и летом 2011 года она, не глядя, подписала у нотариуса ряд документов.
- Свекровь и муж тогда мне объяснили, что это для переоформления бутика и чтобы Райхону бабушка могла без проблем возить в гости к родственникам в Ташкент, - рассказывает Гулидахан. - Я, конечно, поверила им. Ведь свекровь в старшей внучке души не чаяла, да и муж не мог нас обмануть. В тот же день, как я подписала эти проклятые бумаги, в нашей семье возобновились ежедневные скандалы, побои, унижения, а зимой Миролим и вовсе выгнал меня с младшей дочерью, которой не было и года, навсегда из своего дома. Райхону свекровь оставила себе и сказала, что ее я никогда не получу.
Молодая мать долгое время слезами и уговорами пыталась вернуть дочь. Бедняжка и не предполагала, что прав у нее на то уже давно нет. Только весной 2012 года Гулидахан узнала, что, подписывая согласие на дарение Райхоне бабушкиного бутика, она на самом деле расписалась в документе, удостоверяющем отказ ее и супруга от прав на старшую дочку в пользу свекрови. Счастливая бабушка тут же поспешила оформить документы на удочерение через суд и в ноябре 2011 года стала законной матерью собственной внучки.
- Перед тем как принять такое решение, мы вызвали гр.Альметову в суд, но она не явилась, - объясняет судья Сайрамского районного суда Нургазы ШЕТЕНОВ. - В итоге мы взяли за основу нотариально заверенный документ об отказе родителей от ребенка, тем более что отец девочки на суде подтвердил свое намерение. Кроме того, вынося решение об удочерении, суд взял за основу заключение отдела опеки и попечительства, в котором написано, что нет никаких обстоятельств, препятствующих узакониванию родительских прав на этого ребенка Джамилой АНАРМЕТОВОЙ (свекровь Гулидахан. - З.М.).
Кстати, представители юстиции и прокуратуры, присутствующие на суде, это решение поддержали. Между тем Гулидахан заверяет, что повесток в суд она не получала, с представителями отдела опеки и попечительства не встречалась.
Больше года женщина пытается исправить ошибку, допущенную ею по незнанию и неопытности. В этом ей помогает председатель общественного объединения “Жандаусы” Хамзахан АБДУРАСУЛОВ. Гулидахан у того же нотариуса официально аннулировала подписанный по ошибке отказ от прав на собственного ребенка, и судья Шетенов по вновь открывшимся обстоятельствам отменил прежнее решение об удочерении Райхоны ее бабушкой, вернув все в первоначальное положение.
Однако, по рассказам Хамзахана, бабушка, презрев все юридические правила и законы морали, запрещает Гулидахан встречаться с ребенком. Даже сотрудникам детского сада, в который она определила Райхону, Джамила Анарметова строго-настрого приказала не подпускать родную мать к девочке. Этот факт нам подтвердила и заведующая детским садом Раушан ТУРАКУЛОВА.
- Бабушка предоставила нам официальный документ, что она является законной представительницей Райхоны, - говорит Туракулова. - На основании этого и по просьбе бабушки мы не позволяем ее снохе встречаться с ребенком. И вообще, детский сад не дом свиданий, пусть они встречаются за пределами нашего садика!
Между тем Абдурасулов неоднократно предоставлял г-же Туракуловой и ее коллективу массу документов, в том числе и судебных, которые ставят под сомнение вопрос о “бабушкином материнстве”. Вот только для директрисы и ее подчиненных это не имело никакого значения.
- За все время разлуки с дочерью Гулидахан виделась с ней лишь два раза, и то в суде, - говорит Хамзахан. - Дело дошло до того, что судья ювенального суда Феруза БАЛТАЕВА попросила бабушку приходить на суд пораньше, чтобы Гулидахан могла пообщаться со своим ребенком. Вы бы видели эту сцену! Райхона, когда впервые увидела родную мать, испугалась, будто перед ней чудовище. Потом девочка оттаяла, стала ластиться к матери и даже сказала по великому секрету, что хочет остаться с ней.
По законам журналистики здесь следовало бы привести точку зрения самой бабушки. Однако сделать это мне не удастся. Печальный опыт общения с Джамилой Анарметовой я имела летом прошлого года, когда попыталась в присутствии Хамзахана Абдурасулова взять у нее интервью по поводу событий, происходящих вокруг нее, внучки и снохи. Джамила Кудратовна тогда не стала любезничать и от общения отказалась, а после написала заявление в полицию о том, что Абдурасулов вместе с журналисткой обматерил ее и даже занимался рукоприкладством. Расследование по этому делу было недолгим и закончилось полным провалом бабушки. Однако желание общаться с бабушкой с тех пор и у меня, и у Хамзахана пропало напрочь.
- Самое печальное, что это не единичный факт, когда бабушки-дедушки отбирают внуков у их законных родителей, - говорит Хамзахан. - Таких, как Гулидахан, в нашем районе сотни, если не тысячи. Именно поэтому для нас важен исход подобных дел. Ведь родную мать и отца не заменит никто, я это точно знаю, потому что рос у чужих людей!
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail: uko@time.kz