7756

Семь лет без права обладания

Предприниматель Айдар ДУНЕНОВ (на снимке) проклинает тот день, когда решил купить у Ольги АНДРЕЕВОЙ две соединенные между собой квартиры. Выведенное из жилого фонда помещение в 100 квадратных метров стоило почти 42 миллиона тенге. Было это на пике цен - в 2006 году. И хотя покупатель отдал всю сумму сразу, стать полноценным хозяином недвижимости он не может до сих пор. Сначала не хотели выселяться родственники продавца, а потом Ольга скоропостижно скончалась. С тех пор продолжаются судебные тяжбы. Муж умершей отказывается признавать факт продажи имущества.

Еще до кризиса Айдар Дуненов присмотрел в центре Алматы помещение, которое можно использовать под коммерцию. Цены на недвижимость в то время росли каждый месяц, поэтому сделку решили не откладывать. Ольга Андреева, правда, выдвинула условие: некоторое время в одной из квартир поживет брат ее мужа. Сторонам удалось договориться.
- Сделку мы оформляли в банке, где помимо Ольги присутствовал ее муж Даниил, - вспоминает Айдар Дуненов. - Всей суммы у меня на тот момент не было, поэтому я решил взять ипотечный кредит. Покупку мне одобрили, деньги выдали, документы все подписали, 41 миллион 480 тысяч тенге я передал из рук в руки Ольге Андреевой, расписка у меня на руках, все довольны. Но позже родственник, оставшийся в квартире, перестал выполнять взятые на себя обязательства и отказался выселяться. Я, как это положено по закону, обратился с иском в суд.
И тут очень неожиданно скончалась Ольга. После этого братья Андреевы подали встречный иск - о признании недействительной сделки по продаже недвижимости. Кроме того, они написали заявление в Алмалинский УВД, вскоре возбудили уголовное дело по факту... мошенничества! Подозревались в этом преступлении не только Дуненов и нотариус, оформлявший сделку, но еще и сотрудники Банка ЦентрКредит.

Лишь в феврале 2011 года Дуненову удалось выселить из квартиры Андреева. Но имущественный спор на этом не закончился. Суд и следователи санкционировали проведение трех почерковедческих экспертиз. Заключительная прошла в Астане, и эксперты установили: документы подписывали Ольга и Даниил Андреевы. То есть сделка оформлена верно, по закону. Уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
- На очной ставке истец неожиданно вспомнил, что действительно давал своей ныне покойной жене письменное разрешение на продажу помещения, - говорит Айдар. - Хотя вначале он утверждал обратное. Я спрашиваю у него: вы находились в помещении банка в момент передачи денег? Отвечает отрицательно. Почему же тогда он утверждает, что я не отдавал деньги за квартиру?..
Пока шли судебные тяжбы, вокруг семьи Айдара стали происходить странные вещи: трижды (!) грабители залезали в дом его мамы, один раз вооруженному нападению подвергся офис их фирмы. Преступников больше всего интересовали документы. Из офиса, например, забрали сейф со всеми бумагами. А уже в январе этого года возле дома попала под машину дочь Дуненова: автомобиль стоял у обочины, а как только она вышла на дорогу, сорвался с места. Девочка оказалась в больнице с многочисленными ушибами и сотрясением мозга...
Но самое парадоксальное, как считает Айдар, произошло в суде. Уже завершилось расследование, все обвинения в мошенничестве были сняты, оставалось лишь дождаться решения о том, кому же все-таки отойдет многострадальная жилплощадь. Семья Дуненовых была убеждена, что уж теперь-то истина восторжествует. И председатель Бостандыкского районного суда Колдарбек ДОСЫМБЕТ действительно расставил все точки над “i”, признав... недействительными договор куп­ли-продажи помещения и договор ипотечного займа! Да, бумаги о продаже оформлены правильно, но это, видимо, не означает, что имущество на самом деле продано, - примерно таким было резюме служителя Фемиды.

- Наверное, я должен радоваться тому, что с меня сняли ипотечное ярмо, - устало улыбается Айдар Дуненов. - 120 тысяч долларов я уже вернул, осталось еще 160 тысяч. Мы в шоке, юристы банка, много чего повидавшие на своем веку, в растерянности. Получается, у нас в стране можно оспорить абсолютно любую сделку? И оставить без имущества любого гражданина...
Впрочем, имущественный спор не завершен. “Дело Дуненова и Андреевых” рассмотрит еще одна судебная инстанция. История, заметим, тянется уже семь лет...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Комментарий в тему

- Сейчас действительно очень много судебных споров вокруг имущества умерших людей, - говорит председатель Нотариальной палаты Алматы Каракоз КАЛАБАЕВА. - Человек уходит - появляются наследники, пишут встречные иски. Даже не скажешь сразу, сколько таких дел. Сплошь и рядом. Что меня удивляет - нотариус в подобных разбирательствах проходит как ответчик. Наша задача всего лишь убедиться в достоверности предоставленных бумаг, засвидетельствовать, что именно этот человек подписывает завещание или договор. Нотариус тут вообще ни при чем: договор можно оформить и без его участия. Главное, чтобы документ был зарегистрирован в органах юстиции. А к нам идут, чтобы перестраховаться.

Поделиться
Класснуть