3701

Монополисты VS алматинцы: Без тепла в отношениях

Кто виноват в постоянном повышении тарифов? Почему граждане устанавливают в домах тепловые счетчики за свой счет? Когда должен начинаться и заканчиваться отопительный сезон? Эти и другие вопросы были обсуждены за “круглым столом”, организованном в четверг Алматинским филиалом партии “народных” коммунистов.

- В среднем рост тарифов в полтора раза больше общего уровня инфляции в стране, причем этот темп задан не рынком, а властными решениями. Предельные тарифы до 2015 года уже утверждены, и обозначенные темпы очень высокие. В частности, относительно крупных казахстанских электростанций - это больше 20% ежегодного прироста стоимости генерации. А потому не стоит причину всех бед искать в монополистах, - отметил в своем выступлении основной докладчик, председатель общественной Алматинской антимонопольной комиссии Петр СВОИК.
Эксперт уверен, что многие разногласия между потребителями и монополистами напряжены до предела еще и потому, что организованного потребителя, способного представлять свои интересы, в Казахстане, еще нет. В то же время между государством и монополистами нет нормального взаимодействия - о нем в законе прописано фрагментарно и бессистемно. А между тем просто необходимо наладить эти трехсторонние отношения.
- Несколько лет назад износ и старение линий электропередачи, да и всего оборудования, пересеклись с кривой роста нагрузок. Государство пошло простым путем, заранее установив предельный тариф с надбавкой, которая должна в том числе идти и на развитие ЖКХ. То есть нас (граждан. - И. Х.) без нашего ведома сделали инвесторами. И добро бы, если бы мы инвестировали деньги в государственную собственность, но мы ведь зачастую инвестируем их в частные компании. Другими словами, увеличиваем их благосостояние, а они, в свою очередь, совершенно законным путем могут ими распоряжаться, - пояснил эксперт. - А в целом, я считаю, что потребитель должен платить только за эксплуатацию. Инвестирование должно осуществляться по желанию, и государство должно давать налоговые преференции таким инвесторам.
Активист общественного объединения “Норд-Вест” по защите прав потребителей Наталья ЧЕРВИНСКАЯ обратилась к представителям компаний-монополистов с целым рядом вопросов:
- Есть цена самого товара и есть цена за его транспортировку. За это мы и должны платить, но мы переплачиваем неизвестно за что! Если у нас публичный договор, почему у одних одна стоимость ком­услуг, а у других, у кого есть приборы учета, - совершенно иная? И еще нам непонятно, что такое дифференцированный тариф. Почему мы можем использовать только 90 кВт энергии и 1,7 кубометра воды на человека, иначе будет другой тариф? Ведь это приведет к тому, что люди начнут экономить, ваши доходы снизятся и вы опять начнете поднимать цены!
Перца в разговор добавила председатель Совета ветеранов Майза РАХМАТУЛЛИНА:
- Некоторые наши ветераны экономят воду до такой степени, что ходят в туалет на горшок, а потом выливают его на улицу! И еще один пример приведу, который шокирует: одна пенсионерка у нас умерла два года назад, а два дня назад на ее имя пришла квитанция с долгом в 2 тысячи тенге. Как это объяснить?!

Первым “держал ответ” директор алматинского департамента Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Даурен ЖАНДАРБЕК:
- Так как сети у нас изношены, правительством было принято решение об их ремонте и восстановлении. И люди считают, что эта нагрузка была перекинута на тарифы. Это не так. Если взять сферу теплоэнергетики, полностью работа по перекладке сетей в городе осуществляется за счет бюджетных средств, также порядка 75% работ по восстановлению и модернизации объектов электроэнергетики. Теперь относительно воды. Проведенный несколько лет назад анализ показал, что ее потребление в Алматы очень высокое. В конце 90-х годов среднее потребление на душу в Алматы составляло 290 литров в сутки. То есть город потреблял 200 млн. кубов в год. Сегодня в среднем алматинец потребляет порядка 120 литров в сутки. В год это 150 млн. кубов при возросшей численности населения. Другими словами, тарифная политика направлена на рациональное использование водных ресурсов.
Он напомнил, что социально незащищенным слоям населения государство оказывает определенную поддержку относительно оплаты услуг ЖКХ.

Директор ГКП “Холдинг “Алматы су” Уалихан АСАНБАЕВ решил ответить на вопросы Червинской и Рахматуллиной:
- Все методологии повышения тарифов обсуждаются в парламенте, на “круглых столах”. Любой субъект естественных монополий работает в рамках существующих законов. Мы сами ничего не придумываем. Существует методика определения дифференцированных тарифов. Она трактует, что 1,7 кубометра воды - максимальный объем для 30% алматинских абонентов водоснабжения, 3,8 куба - максимальный объем потребления для 70% абонентов.
И я могу вам сказать, что если человек будет использовать, допустим, 4 куба холодной воды в месяц, то стоить это будет порядка 200 тенге. Те, у кого бассейны и газоны, - будут платить в несколько десятков раз больше. Мне кажется, это справедливо.
Да, действительно, вполне может случиться, что приходит долг на умершего человека, - продолжил глава “Алматы су”. - Но здесь я прошу отнестись с пониманием. У нас около 600 тысяч счетов, и если кто-то не предоставил информацию о смерти, то по базе этот человек может быть жив.
Вместе с тем г-н Асанбаев не преминул отметить, что многие потребители сами не соблюдают законов:
- Есть самовольщики, которые нагло воруют воду! У нас по ним есть судебные решения. Но взыскать эти деньги в 50 процентах случаев практически невозможно.

Директор ТОО “Алматы тепловые сети” Даурен АЛИМБЕКОВ попытался разъяснить, как рассчитывается плата за отопление:
- Плата рассчитывается на весь отопительный период. И она распределяется для удобства на 6 или 12 месяцев. С 2009 года плата за отопление бралась за отопительный период и делилась на шесть месяцев, грубо говоря с середины октября по середину апреля. Но это не значит, что отопление должно подаваться с 16 октября и завершаться 16 апреля. Это зависит от температуры воздуха на улице. А в конце отопительного сезона производится перерасчет. И если потребитель переплатил, то деньги ему возвращаются посредством компенсирующего тарифа. Сегодня все алматинцы должны иметь приборы теплового учета. Согласно им можно рассчитать, когда начался отопительный сезон и высчитать сумму оплаты.

Подводя итоги дискуссии, хотелось бы отметить, что в зале царила очень напряженная атмосфера. Пенсионеры несколько раз перебивали монополистов, отвечавших в основном дежурными фразами, по сути, вещая прописные истины. По большому счету, потребители так и не получили ответов на свои вопросы: доколе тарифы на услуги ЖКХ будут повышаться? Монополисты перекладывают ответственность на АРЕМ, те кивают в сторону парламентариев, а народ обвиняет всех вокруг.
Одним словом, дискуссия случилась, но диалог так и не состоялся. И это дает серьезные основания полагать, что ни представители власти, ни монополисты не заинтересованы в подобном диалоге с простыми гражданами. Некоторые из которых, как было сказано, из-за высоких тарифов вынуждены оправляться не в унитаз, а в горшок.

Игорь ХЕН, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть