Всё начинается с крыльца
Идею снять фильм о жизни инвалида-колясочника в Кызылорде выносил Александр УЛЬЯНОВСКИЙ. 25-летний Саша каждый день, сидя в своей инвалидной коляске, сталкивается с реалиями неудобной провинциальной жизни. Он выстрадал сценарий фильма о пространстве в полуметре от его коляски. Воплотил идею его друг Андрей ВОРОБЬЕВ. Кино сейчас в процессе монтажа.
- Центральная площадь Кызылорды не для инвалидов, с тротуара на брусчатку площади негде “закатиться”, - говорит Александр. - Пассажирские перевозчики не имеют автобусов с подъемниками. В магазинах и учреждениях, где пандусы есть, они крутые, скользкие и узкие. А большинство зданий Кызылорды пандусами не оборудованы вовсе. Наш фильм простой и незамысловатый - тротуары, дороги, помещения. И человек в коляске пытается преодолеть не метры даже, а сантиметры пути.
Как признается Саша Ульяновский, его с Андреем Воробьевым кино, название которому еще предстоит придумать, не укор власти и обществу, а обращение к людям, которые могут что-то изменить.
- Пусть его посмотрит, скажем, бизнесмен, который имеет кинотеатр, и поймет, что для сотен людей он может сделать доброе дело, установить нормальный пандус и чистить его зимой от наледи, - приводит пример Саша. - Или увидит наше кино хозяин маленькой парикмахерской и от щедрости души переделает крыльцо в своем заведении. Для нас всё начинается с крыльца. С вопроса, могу я по нему попасть туда, куда мне нужно, или нет. С подъемников, которые вроде бы должны быть в самых посещаемых учреждениях, если они выше двух этажей, но которых нет.
Сашина лучшая помощница - жена Валя. Полюбившая его, когда он после травмы - юный, красивый и почти отчаявшийся, несколько лет назад осваивал инвалидное кресло. Пара поженилась. Родители Вали тогда собирались навсегда уехать на Украину. Валя сказала им: “Остаюсь. Выхожу за Ульяновского”. Молодая чета с тех пор всегда и везде вместе. Любовь ведь не в красивых поступках или словах, а в том, чтобы вовремя подставить плечо человеку, без которого нет смысла жить. Валя подставляет не плечо, она в обе руки берет поручни Сашиной коляски, когда видит, что тот застрял в преодолении ступеньки или ухаба.
Фильм о жизни инвалидов в Кызылорде для региональной власти откровением не станет. Та тоже застряла на уровне протоколов, инструкций, параграфов и правил.
- Мы знаем, что менее 7 процентов зданий в области имеет доступ для маломобильных групп населения, - говорит заместитель начальника областного управления координации занятости населения и социальных программ Болат НАКИПОВ. - Постановлением правительства РК за № 64 от 2012 года был утвержден план мероприятий по улучшению качества жизни и обеспечению прав инвалидов. Первый этап этого плана, рассчитанный на 2012-2013 годы, предусматривает инвентаризацию всех объектов социального и культурного назначения, зданий бизнес-структур на предмет свободного доступа для маломобильных групп населения.
Два года администрациям населенных пунктов в нашей стране дано на то, чтобы убедиться, куда конкретно не могут эти люди попасть по причине своих недугов.
С новыми зданиями, строящимися в последние годы - теми же школами, детсадами, социальными учреждениями, построенными на бюджетные средства, у нас проблем нет. Уже в проектах учитываются все необходимые условия. Школы, построенные в советские времена, на казенные деньги переоборудовать можно. А вот для частных предпринимателей нужно законодательно закрепить обязанность предусмотреть все, чтобы инвалиды не были ущемлены в правах. Не хочешь сделать нормальный пандус или в коридорах твоего заведения коляске не развернуться - тебя лишат лицензии на предпринимательскую деятельность.
Как видно, сложно все это внедрить в реалии, если еще в 2008 году Казахстан подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов, а точных схем реализации всех этих прав у нас до сих пор нет. А может, на один день пересадить мажилисменов, сенаторов и членов правительства страны из удобных кресел и шикарных автомобилей в инвалидные коляски и отправить в магазин за хлебом, в аптеку на автобусе. И все вопросы решатся гораздо быстрее.
- Я до травмы тоже не замечал, что кому-то рядом со мной трудно, - говорит Ульяновский. - Тут в шкуре надо побыть, почувствовать боль.
Число инвалидов разных групп в Кызылординской области ежегодно растет. В последнее время их становится в среднем на тысячу больше в год. И из “песни” про минимум свободного доступа, необходимый для представителя любой маломобильной группы населения, слов уже не выкинешь. Дверной проем шириной не менее 90 см. Дверной порог не выше 2 см. Поручни лестничных маршей двухуровневые, один на высоте 30 см, другой - 70 см. Это утвержденные в нашей стране стандарты. Которые почему-то никто не спешит соблюдать.
Наталья ДЕНИСОВА, Кызылорда, тел. 87775627568, e-mail: kirill9595@list.ru